Возникновение и развитие экономической науки

А.В. Жарикова

 

 

ЭКОНОМИКА

 

Методическое пособие для студентов технических направлений подготовки

 

Рубцовск 2017


ББК 65.5

 

Жарикова А.В. Экономика: Методическое пособие для студентов технических направлений подготовки /Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2017. – 114 с.

 

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании НМС

Рубцовского индустриального института.

Протокол №

 

Рецензент:

 

 

к.э.н., доцент                                                                        В.В. Углинская

 

 

© Рубцовский индустриальный институт, 2017


Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                              4

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ                                              5



Тема 1. Предмет, структура и методология экономики                         5

Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики 11

Тема 3. Рыночная экономика как денежное хозяйство                           22

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА                                                        31

Тема 4 Спрос, предложение и рыночное равновесие                             31

Тема 5. Теория поведения потребителя                                                   42

Тема 6. Издержки производства                                                              53

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА                                                      58

Тема 7. Понятие о воспроизводстве. Система национальных счетов

как отражение процесса воспроизводства                                               58

Тема 8. Экономическое равновесие                                                         66

Тема 9. Макроэкономическая нестабильность: циклы и кризисы,

безработица, инфляция                                                                            76

Тема 10. Денежный рынок                                                                       90

Тема 11. Финансовая политика государства                                           99

Список литературы                                                                        109

Задания для контрольной работы                                         110


ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие предназначено для студентов технических направлений подготовки и представляет собой учебно-тренинговый материал для изучения курса «Экономика», а также для самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачета и экзамена по указанному курсу.

Специфика работы с данным методическим пособием для студентов всех форм обучения заключается в том, что весь курс разбит на темы в соответствии с программой курса «Экономика».

В начале самостоятельной работы над тестами студентам необходимо ознакомиться с тематическим планом и содержанием курса, изучить указанную литературу по приведенному списку. Затем следует приступить к самостоятельной работе над тестовыми заданиями. Выбор ответов на задание имеет некоторую специфику, поскольку вниманию обучающегося предлагаются наряду с правильными заведомо ложные формулировки возможных ответов, иногда имеющие довольно провокационный (в хорошем смысле) характер и откровенно ложный смысл. Но некоторые задания имеют характер, структурирующий имеющиеся у студента знания, поскольку в них сконцентрированы основные черты, присущие тому или иному явлению, и все ответы в таких заданиях могут быть правильными.

Работа с тестами позволяет студентам систематизировать свои знания по изучаемой дисциплине. Кроме того, происходит автоматическое привыкание к профессиональной терминологии, выработка и закрепление правильного стилевого подхода к формулированию точного ответа.

Практика применения тестовых заданий для текущего и итогового контроля знаний студентов показывает их высокую эффективность в плане объективной оценки уровня знаний каждого студента.

В методическом пособии предложены контрольные работы студентам-заочникам. Контрольная работа является обязательной формой отчета перед кафедрой. Она выполняется в соответствии с вариантом, который определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Чтобы выбрать задания своего варианта, следует обратиться к тестовым заданиям после каждой темы и задачам, которые приведены в конце методического пособия. Номер тестового задания и задачи должен соответствовать номеру вашего варианта (например 1, 11, 21, 31).

Решение предложенных тестовых заданий и задач позволит подготовиться к сдаче зачета (экзамена) по экономике.




РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Тема 1. Предмет, структура и методология экономики

 

Возникновение и развитие экономической науки.

Особое внимание экономике стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец».

Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.

Основные принципы меркантилизма:

1) золото и другие сокровища являются главным богатством общества;

2) главный источник получения богатства — внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;

3) государство должно активно вмешиваться в экономику страны;

4) внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;

5) поощряется экспорт;

6) низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.

Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).

Существует два этапа развития меркантилизма:

1) «ранний» меркантилизм (до середины XVI в.); основные признаки раннего меркантилизма:

а) предельно высокие цены на экспортные товары;

б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);

в) запрет на вывоз из страны золота и серебра;

г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств);

2) «поздний» меркантилизм (середина XVI — середина XVII в.); начало установления торговых связей между странами за счет предложения относительно дешевых товаров; использование золота и серебра чаще в посреднических сделках.

Поздний меркантилизм — так называемый мостик для перехода к монометаллизму.

С развитием производства появляется и новое течение — физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство — это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.

Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:

1) учение о чистом продукте — суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;

2) теория кругооборота доходов — суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:

а) производительный класс (земледельцы);

б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);

в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).

Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.

Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину. Сущность данной доктрины заключается в том, что признается выгодность свободного личного интереса не только для одного человека, но и для всего общества в целом.

Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.

По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.

Можно выделить несколько положений классической политической экономики:

1) принцип «невидимой руки» — суть данного принципа состоит в том, что погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества;

2) принцип разделения труда, которое является главным объективным фактором роста производительности труда;

3) закон спроса и предложения;

4) теория капитала (производительный капитал— это капитал, который занят в любой сфере материального производства);

5) классическая теория ренты (рента— это плата за пользование землей, причем существуют образующие ее факторы: разное плодородие земли, разная удаленность участков от рынков сбыта);

6) принцип сравнительных преимуществ предполагает международную специализацию во внешней торговле;

7) закон свободной конкуренции;

8) закон личного интереса.

Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818 — 1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.

Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.

В конце XIX — начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70_е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории — линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру.

В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.

Неоклассическое направление возникло в 70_е гг. XIX в. (Л.Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.

Кейнсианство возникло в 30_х гг. XX в. (Д. М. Кейнс). Разрушительный мировой экономический кризис (1929—1933) подвел ряд экономистов к новым выводам:

1) рынок не способен обеспечить стабильный рост экономики страны и решить социальные вопросы;

2) государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устранять кризисы, обеспечивать полную занятость и высокий рост производства.

Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого— недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.

Д. М. Кейнс рекомендует для решения данной задачи выполнять следующее:

1) увеличивать государственный спрос и государственные расходы; при этом дефицит бюджета должен покрываться новыми государственными займами;

2) стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: