Понятие спроса. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Спрос и цена. Неценовые факторы спроса

Спрос -  это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Объем спроса – это конкретное количество товара, которое при данной цене готовы приобрести покупатели.

Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости.

 

Рис.4.1. Кривая спроса

 

Для обоснования закона спроса можно предложить несколько аргументов:

1) ценовой барьер — если цена товара повышается, то для определенных категорий людей этот товар становится недоступным и они отказываются от его покупки;

2) эффект дохода — снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, которая может быть потрачена на увеличение потребления. Более высокая цена приводит к обратному результату;

3) эффект замещения — изменение величины спроса на товар в результате изменения его цены; по более низкой цене покупатели стремятся приобрести большее количество товаров вместо подобных, которые стали относительно дороже, т. е. потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К основным таким факторам можно отнести следующие:

1) цены на товары-заменители и дополняющие товары;

2) вкусы и предпочтения потребителей;

3) мода, реклама;

4) изменение доходов.

5) количество покупателей;

7) перспективные ожидания и др.

Если происходит любое из этих событий, кривая спроса изменяется таким образом, что величина спроса на товар при существующих ценах будет выше или ниже, чем предполагалось первоначально. Если спрос увеличится, то кривая спроса сдвинется вправо. Если же спрос уменьшится, то кривая спроса сдвинется влево, а не вниз.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

· для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления;

· при переключении спроса на более новые и качественные товары.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: