Экономические субъекты рыночной экономики

В экономической литературе выделяют следующие основные хозяйственные субъекты: домохозяйство, фирмы, государство.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1)самостоятельно принимает решения; 2)является собственником какого – либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма – это экономическая единица которая 1) самостоятельно принимает решения; 2)стремится максимизации прибыли; 3)использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством– понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком.

Рыночный механизм. Преимущества и недостатки рынка.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированны частным интересом и вовсе не направлены на то – чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растёт цена – это сигнал к расширению производства, подает сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука» о которой писал ещё А.Смит «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересом общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Рынок немыслим также без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технического прогресса, повышение качества продукции.

Межотраслевая конкуренция путём перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

К преимуществам рынка следует отнести:

1) эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров).

2) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации – достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

3) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

4) оптимальное использование результатов НТР.

5) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товара и услуг, более быстрой корректировки неравновесия.

К негативным сторонам рынка следует отнести:

1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

3) не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, здравоохранение и т.д.)

4) не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить своё материальное положение.

5) подвержен не стабильному развитию. Решение этих проблем или недостатков берёт на себя государство.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, лег­кость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные варианты сочетания элементов ры­ночной структуры, другими словами, возможны разные модели рын­ка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономичес­кого интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зави­сит от характера конкуренции (таблица 3.1).

 

 

Таблица 3.1

Характерные черты основных моделей рынка

Характерные черты

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Чистая кон­куренция Монополисти­ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Однородный Разнородный Разнородный или однородный Уникальный
Контроль за ценами Отсутствует Присутствует, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре Значительный
Условия всту­пления в рынок Отсутствие препятствий Сравнительно легкие препятствия Существенные препятствия Вступление блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Очень типична Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями
Пример Сельское хозяйство Розничная тор­говля, произ­водство одеж­ды, обуви Производство стали, автомо­билей, сельхоз-инвентаря, бы­товых приборов Местные пред­приятия об­щественного пользования

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: