Реформы Петра 1 в области государственного управления. Завершение оформления абсолютной монархии

Из всех преобразований времени правления Петра I (1689-1725) центральное место занимала реформа всех звеньев государственного управления. Унаследованный Петром от предшественников старый государственный аппарат был не в состоянии справиться с выдвигаемыми временем задачами.Петр I радикально перестроил всю систему центральных ор­ганов государства. Боярская дума уже в конце XVII в. фактически прекращает свою деятельность и ее функции переходят с 1699 г. Ближней канцелярии, которая с 1708 г. стала называться «консилией министров» - временному совету руководителей важнейших пра­вительственных ведомств. При самом Петре существовала личная канцелярия - кабинет.

В 1711 г. вместо «консилии министров» был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально, по мысли Петра, он должен был заменять государя во время его отсутствия в столице. Однако вскоре Сенат наделяется правами исполнительной и судебной власти, обладая при этом значительными законодательны­ми функциями.Члены Правительствующего Сената в составе 9 сенаторов назна­чались лично царем. Решения принимались коллегиально, на общем собрании. Функции Сената были широки и разнообразны. В обязан­ности его членов входила забота о государственных доходах и рас­ходах, регулирование службы дворян. При этом одновременно Сенат являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппа­ратом.

Для контроля в центре и на местах в 1711 г. были введены долж­ности фискалов, которые следили и доносили о любых действиях подданных, наносящих вред государству.

В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор (П.И. Ягужинский, бывший ранее денщиком у Петра), который осуществлял контроль за всей деятель­ностью Сената и претворением в жизнь решений и указов государя. Действуя через подчиненных ему прокуроров на местах (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево».Сенат в руках Петра стал послушным исполнителем его воли и планов. Однако многообразие его функций диктовало необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государ­ственных органов.

Вместо многочисленных приказов с их расплывчатыми функциями были учреждены 12 госу­ дарственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями-кол­легиями - была произведена в период с 1717 по 1721 гг.Организация управления через коллегии базировалась на опыте функционирования подобных учреждений Швеции, Голландии с уче­том Российских особенностей. В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Наиболее главными («первейши­ми») были Военная, Адмиралтейская (морская) коллегии и коллегия Иностранных дел. Финансами ведали три коллегии: Камер-колле­гия - доходами, Штатс-контор-коллегия - расходами, Ревизион-коллегия контролировала поступление дохода и правильность расходо­вания учреждениями отпущенных им финансов. Коммерц-коллегия и Мануфактур-коллегия управляли торговлей промышленностью, за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегии. Юстиц-коллегия - гражданским судопроизводством. Вотчинная коллегия, созданная несколько позднее (1721), вместо По­местного приказа ведала земельными вопросами (рассматривала зе­мельные сделки, решала земельные споры и др.). Духовная коллегия являлась органом церковного управления.

В 1708-1709 гг. радикально было реорганизовано местное управ­ ление. В допетровское время уезды, отдельные города и слободы, а зачастую и волости подчинялись непосредственно центру, не было четкого административно-территориального деления. Уезды сильно различались по размерам территории и величиной населения. Все это требовало нового подхода к совершенствованию организации мест­ного управления.В 1708 г. вся территория страны была разделена на восемь губер­ ний (позднее на 11). В две из них (Петербургскую и Азовскую), нахо­дящиеся на границах страны, были назначены генерал-губернаторы, а в остальные губернаторы из числа видных государственных деяте­лей, ближайших сподвижников Петра (Ментиков, Апраксин, Стреш­нев и др.)- Губернаторы обладали всей полнотой административной и судебной власти и являлись главнокомандующими войск, находя­щихся на территории подведомственных им губерний. Генерал-губер­наторы и губернаторы подчинялись царю, Сенату и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернаторы имели помощников, ведавшими отраслями управления (военной, финансовой, юстиции). В каждой губернии были созданы губернские канцелярии. Смысл реформы состоял в том, чтобы пере­нести центр тяжести в управлении на места. Оперативно управлять огромной территорией при существующих средствах сообщения из центра становилось уже невозможным, необходима была разумная децентрализация власти.Назначая губернаторами крупных государственных деятелей Петр рассчитывал, что они могут самостоятельно решать многие вопросы на местах. Однако время показало, что многие из назначенных Пе­тром губернаторов и их помощников были одновременно президен­тами коллегий и сенаторами (Ментиков, Апраскин) и практически не могли постоянно находиться в подведомственных им губерниях, а их вице-губернаторы не имели достаточных полномочий для решения многих вопросов.Создавшееся положение указывало на необходимость дальнейше­го совершенствования местного управления. В 1719г. проводится вто­рой этап реформы.Губернии делятся на 45 (позднее на 50) провинций. В пограничные провинции назначались губернаторы, а во внутрен­ние - воеводы. Основной единицей местного управления становится провинция. Губернатор осуществлял общий надзор за управлением своей губернии. В каждой провинции создается аппарат управления, который помимо губернатора подчиняется также соответствующей коллегии в центре.Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с во­еводой и уездной канцелярией. Предпринималась попытка заменить уездную администрацию выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Подчинялся комиссар провинциаль­ной канцелярии и был ответственен за сбор подушной подати, поим­ку беглых крестьян, контролировал ход выполнения казенных повин­ностей. С 1713 г. в помощь губернатору местное уездное дворянство вы­бирало 8-12 ландратов (советников), а после введения подушной по­дати были образованы полковые дистрикты. Расположенные в них воинские части наблюдали за выполнением населением решений вышестоящих решений и в случае надобности пресекали антиправи­тельственные выступления.Таким образом, была создана трехзвенная система: губерния, про­винция, уезд.

Города имели свое городское управление: губернские -магистраты, уездные - ратуши, подчинявшиеся в центре Главному магистрату.

Становление абсолютизма. С середины XVII в. сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Абсолютизм (абсо­лютная монархия), форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII в., когда Петр I в Ар­тикуле воинском отмечал, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко хри­стианский государь, по своей воле и благомышлению управлять». В 1722 г. В Уставе о наследии престола было установлено право мо­нарха назначать себе приемника, что отменяло последнее еще сохра­нявшееся ограничение его власти. С этого времени власть монарха становится неограниченной, в полной мере утверждается абсолют­ная монархия.

Наследниками Петра были: старший сын (от брака с Евдокией Лопухиной) Алексей Петрович (1690 г.р.) - казнен в 1718 г и Петр Петрович (от брака с Екатериной Алексеевной) - скончался в мла­денчестве в 1719 г. Петр I умер 28 января 1725 года после тяжелой болезни, не успев назначить приемника, что послужило почвой для неоднократных дворцовых переворотов в XVIII веке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: