ГПУ, Разведывательного управления Реввоенсовета СССР

и секретно-оперативной части Коминтерна Предисловие

 

Исследуя вопрос о бюджетных сметах указанных ведомств СССР, необходимо

прежде всего ознакомиться с некоторыми историческими данными, послужившими

основой ко всем хозяй-

ственным расчетам вообще всех руководящих государственных учреждений

Советской власти за период времени с 1919 по 1923 г. За это время

хозяйственное состояние страны, близкое к катастрофе, не восстанавливалось

большевиками, а фактически все более и более расшатывалось. Это объясняется

впрочем не "злой волей" Сов. власти или нежеланием таковой восстановить

хозяйственную и экономическую жизнь России, а теми непомерными расходами,

которые требовались (и требуются сейчас) на содержание колоссальной армии.

Полная мобилизация страны (когда все, без исключения, ве

домства, как гражданские, так и военные сконцентрированы

ко времени состояния войны) -- к этому вопросу мне еще придет

ся вернуться в одном из последующих докладов), неуклонно

проводимая Сов. властью для осуществления поставленной зада

чи "организации мировой революции" и по подготовке войны с

"капиталистическими странами", требует колоссальных расхо

дов, гораздо больших, чем это было при царском режиме, ибо,

если провести параллель этим двум режимам при составлении

государственного бюджета и государственного расхода в мирное

время, то можно установить, что царское правительство на содер

жание армии, полиции и заграничного шпионажа расходовала

едва 1/3 государственного бюджета большевиков, суммы кото

рого даже не поддаются никакому учету, т. к. в большинстве

являются "секретными", а потому не подлежащими государст

венному контролю (кстати сказать, сконструированного боль

шевиками из старых чиновников "спецов" прежнего Государст

 венного контроля, а потому весьма ревностно проводящих свою

работу при Сов. власти).

Ввиду того, что государственные доходы за указанные годы не поддавались

учету самих же большевиков, т. е. источник поступления носил весьма

своеобразный и исключительный в истории характер (реквизиция у частных лиц

денег, ценностей и имущества, произвольный выпуск на рынок для продажи

реквизированного, фабрикация и сбыт на частном рынке для продажи старых

Николаевских денежных знаков и поддельной иностранной валюты), а поэтому и

составление расходных смет представляло значительные затруднения и в

особенности для указанных выше ведомств -- фактически содержащих самих себя.

Установление суммы действительных государственных расходов с помощью

проверки текущих денежных отчетностей ГПУ, Коминтерна и Разведупра

Реввоенсовета СССР, также представлялось технически почти невозможным, т. к.

таковые отчеты велись крайне небрежно и представлялись в хаотическом

состоянии.

Это объясняется не столько злоупотреблениями отдельных сотрудников и

даже отдельных ведомств, представлявших зачастую подложную отчетность,

сколько действительной невозможностью составить таковую, а соответствующим

ведомствам проверить ее. Так например, ценности (бриллианты, жемчуг и проч.

драгоценности), являющиеся главным фондом указанных выше ведомств,

выдаются под отчет данному лицу, или данному учреж дению, этот сотрудник

реализует принятые ценности на частном рынке (преимущественно заграницей), а

поэтому крайне затруднительно определить действительную сумму, вырученную им

от продажи, а отсюда подвергается сомнению и сумма показанных им расходов

данного денежного отчета. Вследствие чего многочисленные злоупотребления

встречаются на этой почве.

Вместе с тем Сов. власть очень слабо реагировала и реагирует на

должностные проступки своих чиновников, если эти преступления не носят

уголовный характер (как это видно по регистратуре следственных дел

"Отделения по борьбе с преступлениями по должности" Контр, разв. отдела

ГПУ). Я лично (из собственной практики) должен засвидетельствовать, что

уголовные преступления, неоднократно возбуждаемые мною против как отдельных

сотрудников, так и учреждений указанных ведомств в целом (напр., обвинению в

контрабанде погр. Особ, отдела, грабежах, в торговле пропусков заграницу для

спекуляции и т. д.), в конце концов прекращались, и лишь в редких случаях

уличенные в этих преступлениях сотрудники переводились по службе в другой

район. Это явное попустительство Сов. власти к уголовным преступлениям

объясняется не столько протекционизмом, который, между прочим, является

неотъемлемой особенностью Сов. власти, сколько общим укладом и системой

Советской власти.

Еще до сих пор в массах русского народа наблюдается полное недоверие в

долговечность Сов. власти, что это только "временно", что это только был

"бунт", но не революция, не перемена строя, что кто-то придет и "наведет

порядок", что без "хозяина" (т. е. царя) гибель и т. д.

В особенности это укрепившееся убеждение наблюдается у крестьян, а

отсюда и в массах красноармейцев. Чтобы привлечь последних на свою сторону,

Сов. власть, ссылаясь на принципы "рабоче-крестьянского строя", объявляет их

привилегированным сословием во всех проявлениях личной жизни, вплоть до

бесконтрольной реквизиции частного имущества у частных лиц (этим, между

прочим, объясняются те "победы", одержанные Красной армией над различными

белыми генералами. Так напр., "известная армия Буденного", Ногинская и

Таращинская бригады одерживали победу лишь в том случае, если намеченная к

занятию позиция заключала в себе какое-нибудь ценное имущество: фабрика или

склад спирта, зажиточное население, магазины и т. п.). Мало этого, лично

Троцким издавались приказы по штабам действующих частей, что, в случае

занятия данного города или данного района, участка, последний переходит на

трое суток в распоряжение отличившихся частей.

После прекращения военных действий, когда грабежи и бандитизм,

принявшие систематический характер, в особенности на Украине, не только не

прекратились, но приняли явно угрожающий характер для самого существования

Сов. власти, последняя,

ранее смотревшая на эти явления сквозь пальцы, а зачастую

покровительствующая этому, т. к. это развязывало ей руки по содержанию

громадной армии, начала принимать спешные меры. А когда, в связи с

эвакуацией Врангелевской армии, исчезла ближайшая опасность для Сов. власти,

осталась другая опасность -- сама же Красная армия, которую необходимо было

перевести на мирное положение, т. е., иначе говоря, отнять у каждого

красноармейца привилегию распоряжаться чужим имуществом как своим

собственным; после долгих усилий, когда борьба с Красной армией приняла

характер открытых сражений, Советской власти удалось временно устранить

препятствие к полному повиновению Красной армии, недовольной прекращением

"военного времени" и начавшей форменную войну с той же Сов. властью, как

например, армия Буденного, Червонное казачество, Богун-ская и Таращинская

бригады и т. д. Одним из важных мероприятий Сов. власти в отношении

дальнейшего привлечения и завер-бования Красной армии на свою сторону, в

целях установления постоянных кадровых элементов, пригодных к ведению

будущей войны, следует отметить установление так называемого "шефства", т.е.

каждое гражданское учреждение, до частного треста включительно, было

объявлено обязательным принять звание "-шефа" данной части Красной армии, т.

е. обязалось содержать данную часть.

С одной стороны, Сов. власть приобретала новый источник доходов, с

другой, "заткнула рот" "новому привилегированному сословию" -- Красной

армии, начавшей бунтовать в связи с прекращением возможности легкого

обогащения, лишившейся своих советских привилегий.

Следует иметь в виду, что при захвате власти большевиками, наличность

Государственного банка была в действительности не в таком размере, как это

можно было предполагать. Во всяком случае, не в таком размере, который

позволял бы большевикам содержать такую огромную армию, учреждения и столь

колоссальный штат сотрудников, проводить мобилизацию и вести ряд войн.

Главным доходом являлись операции по раскрытию спрятанных ценностей у

частных лиц, эти операции зачастую проводились во всероссийском масштабе.

Несмотря на то, что эти операции в конце концов приняли характер

настоящего нашествия одной части вооруженного населения на другую,

невооруженную, -- часть населения городов и местечек, как это было,

например, в 1921 г., когда по секретному распоряжению ВЧК был произведен

массовый обыск во всероссийском масштабе и к этому обыску были привлечены

все члены РКП данного города без исключения, все же Сов. власти удалось

захватить лишь незначительные денежные суммы, ценности и имущество,

запрятанное приобретшими опыт обывателями.

В конце 1923 г. положение приняло угрожающий характер в связи с

установлением нэпа, переходом учреждений на хозяйственный расчет, в связи с

повальным бегством сотрудников из

указанных выше учреждений во всевозможные тресты, фирмы и проч. Когда

эти ведомства были поставлены перед необходимостью сокращения штата своих

служащих (от чего Сов. власть не могла и ни в коем случае не может

отказаться, т. к. эти  ведомства, наоборот, требовали расширения своих

штатов, в частности, заграничных), все эти учреждения, как и весьма многие

сов. учреждения, перешли на самоокупаемость.

Ныне ГПУ, Разведупр. и Коминтерн, имеющие постоянный и исключительно

забронированный за ними фонд иностранной валюты в Госбанке, приобрели еще

более колоссальный источник доходов -- это монополизация всеми ведомствами

крупных торговых предприятий, как в России, так и заграницей.

 

Часть 1

 

Принципы, положенные в основу при составлении сметы ГПУ:

а)Сметы, составленные ГПУ, разделяются на две части:

 

{}Секретных расходов и гласных. {}Внутренних и заграничных.

 

Первые составляются и исчисляются в золотых рублях, вторые,

преимущественно, в долларах.

б)Принципы, положенные в основу составляемой данной

сметы выражаются прежде всего в установлении прожиточного

минимума данного времени, применительно к категории каждого сотрудника

и к занимаемой им должности.

Секретные штаты секр. сотрудников подразделяются, как и официальные, на

ряд категорий и классов.

Оклад получаемого содержания постоянным сотрудником Отдела ГПУ (напр.,

в Берлине) не превышает 1000 долларов в месяц и не менее 50 долл. для

секрет, сотрудников последней категории.

Указанные секрет, сотрудники (1 категории) являются проверенными

работниками, проработавшими продолжительное время и имеющие чрезвычайно

важные для большевиков связи.

 

Часть 2

 

Смета ГПУ на 1923 и 1924 гг.

 

а)Смета составляется на каждые 6 месяцев вперед, в 1923 г.

она выражалась в сумме 3-х миллионов зол. рублей (на самом же

деле было израсходовано более 4-х млн. рублей -- перерасход по

крыт доходами предприятий и реализацией ценностей, отчет

вырученных сумм не подлежит представлению в Государствен

ный Контроль).

б)На заграничную работу смета составлена в 1923 г. в сумме

950 тыс. долларов (израсходовано же свыше одного миллиона

долларов, перерасход покрыт из тех же источников).

 

в)Смета на 1924 г. выражалась в сумме 4-х млн. зол. руб.

 

г)Смета заграничной работы выражалась в сумме 3-х млн

долларов.

д)Смета (СССР) составляется во всероссийском масштабе и

включает в себя содержание войск ГПУ и Погран. охраны.

е)Смета заграничной работы составляется в мировом масшта-

бе (стран Большой и Малой Антанты) и включает в себя содержа

ние официальных и секретных сотрудников, расходы по расшире

нию агентурной сети, установлению новых резидентур, содержание

помещений Чека.

 

Часть 3

 

Переводы денежных секретных сумм заграницу (ГПУ).

 

а)Кредиты и авансы по утвержденным сметам отпускаются

Центральному отделу ГПУ (Велин), Нач. иностр. отдела ГПУ, со

гласно резолюции (в каждом отдельном случае), Нач. контрраз

ведывательного отдела.

б)Пакеты опечатываются печатями ГПУ с адресом "Полпред

ство в Берлине, т. Бустрому". Опечатанный пакет вкладывается во

внешний пакет с надписью "Полпредство СССР в Германии,

т. Крестинскому" и сдается управделами НКИД, последним

пакет лично опечатывается, и с надписью "Особо секретный,

 лично Крестинскому" сдается им в Отдел дипкурьеров. Послед

ний заносит эти пакеты в свой сопроводительный курьерский

лист как ценные и без указания суммы (т. к. пограничный лист

может быть проверен пограничными властями). Дипломатическ.

  курьер сдаст принятую им диппочту согласно этому листу.

в)Таким образом переправляются и ценности. Ввиду колос

сальности сумм, в которые оцениваются отправляемые ценности,

дипкурьеры сопровождаются одним вооруженным сотрудником

-- "сопровождающим".

 

г)Ценности часто отправляются и воздушной почтой.

 

д)Денежные пакеты, принятые Бустромом от Крестинского

(которому он передает расписку в письме, делая отметку на

внешнем конверте), сдаются Бустромом в кассу Отдела и там

записываются на приход.

е)Денежные суммы, вырученные с доходов предприятий,

сдаются в отделение Госбанка (в Берлине) и по мере надобности

выписываются для текущих секретно-оперативных расходов.

Суммы, сданные в это отделение Госбанка, забронировываются

за Отделом указанных выше ведомств.

 

Часть 4

 

а) Суммы, поступающие в иностранной валюте на приход в кассы отдела ГПУ

(преимущественно в долларах) и для расходов по Германии реализуются через

кассы полпредства СССР в Берлине.

В этих случаях суммы сдаются за один день перед операцией зав. кассой

Жилинскому, который имеет некоего русского еврея (спекулянта) Полонча,

проживающего в Берлине по Гренадер-

штрассе.  Этим последним доллары продаются разным торговцам-немцам,

преимущественно владельцам мясных лавок. Ввиду того, что касса полпредства

не доверяет таких больших сумм Полончу на руки, то деньги находятся у

сопровождающего Полонча -- сотрудника кассы полпредства, который и

направляется вместе с ним к покупателям. Эта предосторожность принимается

кассой Полпредства с тех пор, как участились случаи бегства спекулянтов с

деньгами, выданными им для реализации. Полонч ныне является постоянным

клиентом кассы Полпредства и ежедневно деньги реализуются им. Ввиду больших

сумм (свыше 10.000 долларов ежедневно, этому лицу удается получать свыше

нормального курса и деньги в германской валюте, обыкновенно они сдаются по

курсу 4.30, 4.40. Сам же он продает по 4.50, 4.60, зарабатывая ежедневно

крупную сумму.

б) Деньги, принятые От Полонча в германской валюте, записываются

официально по нормальному курсу 4.20 -- для отчетности, а "остаток",

выражающийся в крупных суммах, остается незаприходованным, как суммы,

вырученные экономией, и расходуются произвольно, по усмотрению начальников

указанных отделов. Обыкновенно эти суммы расходуются под видом выдачи "на

лечение", "на операции в лечебницах", "рождение ребенка" и т. д. Каковы

суммы, получаемые от этой экономики, можно судить по тому, что лишь только

за март, апрель и май месяцы с. г. эта сумма выражалась в количестве 5000

долларов (реализация производилась по 4.60, 4.70, а в отчете показывалось по

4.20).

 

Часть 5

 

а) Реализация ценностей, преимущественно бриллиантов, жемчуга и

платины, производится ныне исключительно через Организации Нансена, ввиду

многочисленных случаев злоупотреблений, имевших место ранее. Лично  со мной

был следующий случай. В бытность мою Нач. иностр. Отдела ГПУ, мною был

принят под отчет платиновый высокопробный браслет с бриллиантами в

количестве 37 карат, для заграничной агентурной работы, для переотправки

моему резиденту в Берлине Владимировскому. Этот браслет, в присутствии Нач.

оск. опер, части ГПУ Зонова, был мною сдан дипкурьеру Смальцу, в то время

отправляющемуся с почтой из Харькова в Берлин. С последнего была взята

расписка в получении. Со времени отъезда  Смальца прошло свыше трех месяцев,

в течение которых мой резидент Владимиров-ский постоянно доносил, что

никаких бриллиантов он не получал, и, не получая денег, вынужден

ликвидировать агентурную сеть в Берлине. После этого я выехал в Варшаву, где

произведя расследование этого случая, выяснил, что браслет у Смальца

самовольно отобран резидентом ГПУ в Варшаве Дехтеренко и передан им для

продажи зам. Полпреда Хургину (ныне в Америке), последний отвез якобы

браслет в Берлин. На мой вопрос, на каком основании он самовольно

распорядился имуществом ГПУ, он мне в

замешательстве ответил, что браслет продан за миллион марок, а эта

сумма удержана ввиду того, что зав. отделом был должен НКИД Так как браслет

был сдан мною под расписку, то этим самым я снял с себя всякую

ответственность. Я ограничился только рапортом, в котором указал, что

"браслет продолжает гулять по Европе, а мой резидент в Берлине вынужден

ликвидировать свою сеть". Следствием этого было откомандирование Дехтеренко

из Варшавы, а затем он вовсе был уволен со службы (браслет же исчез

неизвестно куда), Хургина же поспешили отправить в Америку.

За время с 1921-- 1922 гг. всего мною было принято под отчет 157 карат

бриллиантов, 11 миллионов Николаевских денег, 2000 англ. фунтов, 3000

долларов, 5000 зол. рублей, 100.000 румынск. лей (из которых 62.000

оказались фальшивыми и были отправлены мною обратно в Москву), 30 миллионов

советскими деньгами. На все означенные суммы и ценности мною своевременно

была в декабре 1922 г. сдана соответствующая отчетность.

Реализация ценностей производится ныне главным образом в Брюсселе. В

1922 г. в Берлин был командирован сотрудник Наркомвнешторга Тейтельбаум со

специальным назначением производить экспертизу и оценку бриллиантов и других

камней при их продаже, однако в 1923 г., ввиду различного рода

злоупотреблений (документы по этому поводу у меня имеются), к посредству

Тейтельбаума прекратили обращаться и, как я указывал выше, все торговые

операции производятся через посредство Организации Нансена (с 1923 г.).

 

Часть 6

 

Бухгалтерия и денежная отчетность Секретно-Оперативной части ГПУ (ныне

Контрразведывательного отдела ГПУ).

а)Согласно приказу по ВЧК/ГПУ от 11 января 1920 г. за

No 11178, секр. опер, отчетность ведется по формам: No 1, 2,

No 3, No 4 и No 5 прилагаемых при этом копий, точно так же, как

и бухгалтерия.

б)Последняя не входит в официальный отдел Бухгалтерии

(ГПУ), как секретная часть, а представляет собой финансовое

отделение Контрразведывательного отдела ГПУ.

в)Денежная отчетность, в каждом отдельном случае, сначала

сдается в бухгалтерию КРО ГПУ подотчетным начальником

соответствующего отделения КРО и проверяется таковой бухгал

терией, в смысле арифметическом, и с пометкой "арифметически

счет правилен" представляется на утверждение нач. КРО, который

проверяет отчетность в оперативном отношении, в смысле целе

сообразности расходов, и с пометкой "Утверждаю", представляет

нач. ГПУ, который помечает "согласен" и возвращает начальнику

  КРО ГПУ, последним подотчетные суммы списываются с подот

четности данного лица и последнему выдается соответствующая

расписка.

г) Денежный журнал и приходно-расходная книга казначея (см. формы NoNo

1 и 3) ведутся по следующим статьям:

 

Ст. 1. Содержание (жалованье) секретным сотрудникам.

 

Ст. 2. Оперативные расходы. Премиальное вознаграждение секрет,

сотрудников.

 

Ст. 3. Установление нелегальных переправ на границе.

Ст. 4. Установление и содержание конспиративных квартир.

 

Ст. 5. Вербовка секретных сотрудников (угощения, авансы, взятки).

Ст. 6 Технические расходы: закупка канцелярских принадлежностей,

фотографирование, химические средства для секретной переписки, гардероб и

проч.

 

Ст. 7. Суточные и разъездные.

 

В предшествующем изложении было указано, какова роль Иностранного

Отдела ГПУ при советском представительстве в Берлине в деле руководства

шпионажем во всех странах Большой и Малой Антанты, в том числе Югославии и

Болгарии.

 

Эти сведения необходимо дополнить следующими данными.

 

Отделением по борьбе с контрреволюцией и шпионажем заведует Каминский

(под этой фамилией он официально числится в Сов. представительстве); среди

"своих" он известен под кличкой Мартов, Бронек. Его настоящая фамилия

Каминский. Он являлся помощником начальника ИНО ВЧК в Москве.

В одном помещении с Иностранным Отделом находится и Разведывательный

Отдел (центральная резидентура, руководящая работой во всех странах)

исключительно, как сказано выше, ведущей военную разведку от

Разведывательного Управления Штаба всех вооруженных сил Советской

республики.

Этот отдел подчинен Степанову. Заведует им он же. Все денежные кредиты

на покупку оружия и разведку отпускаются Отделу Москвой через посредство

Отделения Госбанка в Берлине. Отдел имеет следующий официальный штат:

Заведующий Отделом Степанов (он же заведующий отделом ГПУ), заведующий

оперативной частью Петров 1-й. Заведующий Агентурной Частью Короткое (бывш.

офицер). Отдел имеет обширную осведомительную сеть резвдентуры во всех

странах Большой и Малой Антанты

Агент, добывший в 1924 г. дислокацию французской армии (как указывалось

раньше), получал 7 тысяч франков ежемесячно и сверх того -- премиальное

вознаграждение. Он имел связи во французском военном министерстве. Агентам,

похитившим архив социалистов-революционеров, было уплачено две тысячи фунтов

стерлингов.

20 июля 1923 г. приехавшим из Москвы в Берлин Членом Коллегии ГПУ

Ксенофоитовым (под этой фамилией он значится в ГПУ в Москве) и прибывшим по

подложному паспорту на имя Кириллова, были привезены нижеследующие

директивы:

1. Работа окончательно распредетяется по двум отделам -- по отделу

разведки и по отделу контрразведки. Отдел разведки

получает все задания и кредиты от Разведывательного Управлении Штаба

всех вооруженных сил республики (т. е. из Москвы), отдел контрразведки ведет

работу исключительно по линии ГПУ.

 

{}Степанов откомандировывается в Москву и назначается

Членом Реввоенсовета Республики (т. е. Революционного Воен

ного Совета, являющегося высшим учреждением в Красной

армии). На его место начальником Отдела Военной разведки

назначается его помощник. {}Каминский и Короткое остаются на своих

прежних должно

стях по тому же отделу. {}С целью повести по ложному следу немецкую

полицию, рас

полагающую доказательствами винобности Петрова 1-го по делу

о складах оружия в Германии, из Москвы командируется в Отдел

Военной разведки сотрудник с дипломатическим паспортом на

имя Петрова 1-го, продолжающего и по настоящее время работать

в том же отделе. {}Начальником отдела ГПУ при Сов. Предстве назначается

бывший заведующий Экономическим отделом Бустром. Его по

мощником назначается Проскуровский (бывший заведующий

Польским сектором и иностранными контрразведками). Эти лица

и по настоящее время состоят в названных должностях, значась

в Представительстве под указанными фамилиями.

 

Кроме тех лиц для работы в том же отделе прибыли: Уполномоченный

Иностранного отдела ГПУ Казаков (числящийся под этой же фамилией в Сой.

Предстве) и Скуя, бывший секретарь Контрразведывательного отдела ГПУ,

приехавший под этой фамилией в Берлин. Скуя прибыл в Берлин со специальным

заданием установить секретный отдел в Югославии, где в настоящее время этот

отдел состоит под прикрытием консула Финляндии, являющегося резидентом ГПУ.

Заведующим бухгалтерией и канцелярией отдела состоит бывший секретарь

Иностранного отдела ГПУ Казаков, числящийся под этой фамилией в посольстве.

Заведующим наружной разведкой, т. е. слежкой, вербовкой секр. сотруд.,

похищением документов, террористическими актами состоит Катаев, бывший

начальник Искусств и зрелищ КРО ГПУ в Москве и официально числящийся под

этой фамилией в Сов. Предстве в Берлине в должности старшего

делопроизводителя.

Уполномоченными по наружной разведке являются: Норман, Евдокимов, Кобак

и Никульцов (числящийся в Сов. Предстве под этой же фамилией).

Заведующим связью с секретными сотрудниками -- Павловская и машинисткой

-- Каминская (жена "Мартова").

 

ОРГАНИЗАЦИЯ АГЕНТУРНОЙ РАЗВЕДКИ

 

 

Иностранного отдела ГПУ в Берлине и Отдела разведывательного управления

в Берлине

 

1. Отделы принимают ту или иную организацию тайной разведки:

а)Отделы непосредственно организуют, ставят всю сеть рези

дентов, агентов, передатчиков, промежуточных руководителей и

вся сеть находится в соединении тех же отделов.

б)Отделы работают частно, т. е. часть работы (напр., оператив

ную и агентурную разведку берет лично на себя, а другую часть

работы по заданиям Отделов выполняют другие органы, отделы,

не подчиненные, а только исполняющие их заказы).

  в)"Заказы" исполняются другим ведомством, 'которое созда

ет организация и управляет им, например, через коммерческих

агентов (консулов, Внешторг).

г)Заказы исполняются частными лицами, имеющими свои ор

ганизации (напр., во главе стоит профессор, крупный промыш

ленник).

2.В данный момент отдел создан по организации, указанной

в пункте "а". Организация по пункту "а" сводится к следующе

му: отдел обязан найти, завербовать, замаскировать и инструкти

ровать следующие органы:

 

а)Агентов-резидентов.

 

б)Передачу для них, т. е, адреса, по которым они, не возбуж

дая подозрения, могли бы посылать свои донесения.

в)Денежную связь с резидентами, т. е. возможность передать

им деньги надежным путем.

   г)Связь с ними по инструктированию и передачу им надеж

ным путем заданий.

 

д)Связь передатчиков донесений с отделом.

е)Агентов-ходоков.

ж)Конспиративную связь с этими ходоками.

 

3.Чтобы практически исполнить все вышеуказанное, отделу

вменяется в обязанность:

а)Организовать промежуточные пункты по руководству для

разгрузки самого отдела от непосредственной вербовки, деталь

ного инструктирования, уплаты вознаграждения и собирания

донесений.

б)Связать эти промежуточные пункты для возможности сроч

ной и надежной пересылки донесений официальным (дипломати

ческим, НКИД) и частным (т. е. разработанным для каждого от

дельного центра) шифром.

в)Организовать штаты курьеров и надежных лиц (инструкто

ров) для срочных командировок. Первых -- для сношений по пе

редаче заданий, денег и пр, а вторых -- для контроля промежуточ

ных центров.

 

А. Агент-резидент

Резидент отдела является главным исполнителем агентурной военной и

политической разведки на местах. Ему поручается определенный район для

обследования и наблюдения, который он должен тщательно исследовать по

заданиям отдела. Для этого он обязан развить свою сеть посредством

агентов-ходоков, аген-

тов на местах (узлы жел. дор., города, местечки и проч. важных с точки

зрения заданий, даваемых ему отделом и промежуточным центром). В силу

политических условий данного момента резидент выбирается из партийных

работников, причем он должен обладать такими данными (подробности ниже),

чтобы иметь возможность завести наибольшие связи в нужных кругах (через

партийные ячейки иностранной компартии), обладать самой подходящей для

данного места и задач маскировкой, для которой служит его профессия,

общественное положение или другие условия, облегчающие ему работу. Резидент

все-таки должен, несмотря на неблагоприятную политическую обстановку,

разыскать себе сотрудников среди всех слоев населения, всех общественных

классов. Такими сотрудниками являются: администрация заводов, изготовляющих

предметы вооружения, боевые и военно-технические средства, члены семьи,

прислуга этой администрации, врачи, фотографы, учителя, ростовщики, монтеры,

служащие в технических предприятиях, имеющие связь с военным ведомством,

управляющие, метрдотели, лакеи и женская прислуга кафе, ресторанов,

гостиниц, преимущественно посещаемых военными и другими лицами, входящими в

сферу наблюдения, жители пограничных районов, важных в военном отношении,

военные и классные чины, особенно из состава военных штабов, канцелярий и

управлений и близко стоящие к военно-секретным сведениям, подрядчики

военного ведомства, комиссионеры, служащие и мастера военных заводов и

мастерских, владельцы и служащие книжных магазинов, через посредство которых

можно достать секретные военные издания, станционные и железнодорожные

служащие, особенно в пограничных районах, служащие гражданских учреждений,

ведающие призывом запасных, поставками лошадей и подвод при частичных и

общих мобилизациях, владельцы и служащие кабачков, лавок, чайных, посещаемых

низшими служащими военных управлений, учреждений, заведений и заводов,

владельцы и служащие публичных домов, цирков, кафешантанов, наиболее

посещаемых военнослужащими, банки, большие страховые общества, торговые

дома, собирающие для своих коммерческих целей сведения, имеющие отношение к

материалу, нужному для шпионажа. В силу опять-таки чисто политических

условий данного момента, центр тяжести работы перенесен на партийных людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: