Современное состояние природной, среды, периодически возникающие локальные экологические кризисы вызывают в обществе большой интерес к изучению закономерностей взаимосвязей биосферы и антропосистем человечества.
Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Подъем этики окружающей среды был в первый День Земли в 1970 году, когда сторонники защиты окружающей среды вынудили философов, которые работали в области окружающей среды, сгруппироваться, чтобы сделать некоторые замечания об этике окружающей среды. Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:
1. Права животных. 2. Этика Земли. 3. Экофеминизм. 4. Глубокая экология. 5. Поверхностная экология. 6. Права геообъектов (скал, долин) и так далее. 7. Биоэтика.
Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека. Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.
Проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в научных, политических, экономических кругах. И для этого есть достаточно веские основания, связанные с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, в результате чего возникает реальная угроза вымирания человечества как биологического вида. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых минеральных ресурсов; катастрофическое уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения; уменьшение биотического разнообразия на планете; глобальное потепление климата; огромные арсеналы атомного оружия, способного уничтожить не только человечество, но и всю биосферу. Иными словами, пользуясь языком синергетики, человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения в системе на подобии тех, что имели место 60 миллионов лет назад на закате эпохи динозавров.
Наиболее ярко экологическая проблематика, связанная с выживанием человеческой цивилизации просматривается у русских космистов. У истоков экологической проблематики стоит Н. А. Умов.
В настоящее время об экологической проблеме заговорили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания.
3.24 Государственное регулирование научно-технического развития. Оценка техники.
Основные понятия: инновации, научно-технический потенциал страны, инновационный потенциал страны, государственная инновационная политика, инновационные центры, технополисы, технопарки.
Вмировой практике сформировались три главные модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, которые охватывают все стадии производственного цикла, как правило, со значительной частью научно-информационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2. страны, ориентированные на внедрение нововведений, создание благоприятных условий для инновационной деятельности, рационализацию всей структуры экономики (ФРГ, Швеция, Швейцария);
3. страны, в которых нововведения стимулируются путем развития инновационной инфраструктуры, координации действий различных секторов в отрасли науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Механизм создания и внедрения нововведений имеет три общих составляющих, характерных для всех стран мира:
1. система государственной поддержки фундаментальных исследований;
2. различные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований;
3. поддержку малого инновационного предпринимательства.
Научно-технический потенциал страны – это совокупность условий, которые характеризуют состояние и возможности развития технического прогресса в данной стране.
Составляющими научно-технического потенциала выступают:
· материально-техническая база;
· научные кадры;
· фонд открытий;
· организационно-управленческая и финансовая структура научной сферы.
Научно-технический потенциал определяют на основе инновационного потенциала страны.
Инновационный потенциал страны – это способность фундаментальной и прикладной науки обеспечить нововведениями процесс обновления производства и продукции.
Количественную характеристику инновационному потенциалу определяют по формуле:
B = V / N, (1)
где В – интенсивность освоения нововведений;
V и N – соответственно число освоенных и созданных образцов новой продукции.
Государственная инновационная политика – это комплекс экономических, организационно-правовых и других мероприятий государства, направленных на внедрение достижений в НТП производство, стимулирование и поддержку инновационных процессов в экономике.
Согласно Закону Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» (действует с 24 марта 1992 года) основными методами влияния на научно-технические и инновационные сферы должны быть:
· национальные государственные научно-технические программы;
· государственные законы в научно-технической сфере;
· государственная научно-техническая экспертиза;
· бюджетное финансирование научно-технической деятельности;
· патентно-лицензионная деятельность;
· метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере;
· формирование научно-технических кадров;
· создание систем научно-технической информации.
Внедрение новых технологий, коммерческое использование результатов исследований и разработок возможны при условии развитой инновационной инфраструктуры, прежде всего, таких учреждений, как технопарки и технополисы, инновационные и технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного использования уникального научного оборудования и приборов.
Технопарки, технополисы, инновационные центры в основном создаются для обеспечения инновационного прорыва в принципиально новых отраслях деятельности в регионах с развитым потенциалом академической, отраслевой и вузовской науки, где функционируют научные центры Академии наук, Министерства образования и науки, в вузовских центрах.
Согласно Закону Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» от 11 июля 2001 года приоритетные направления развития данных сфер определяются на пять лет на основании прогноза развития науки и техники и выступают составными элементами прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период.
3.25. Наука, техника и государство.
35.1. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. |
= Наука и экономика |
o Э. Лейтон на примере проекта «Хивд-сайт» («Прицел») изучал. |
· насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений |
· Перед участниками — тринадцать групп ученых и инженеров — на протяжении восьми лет ставилась задача — изучить около семисот технологических инноваций. |
· Выводы таковы: только 9% из них имели в качестве своего источника новейшие научные достижения, а 91 % имели в качестве своего источника предшествующие технологии. |
· Из выявленных 9% инноваций только 0,3% имели источник в области фундаментальных исследований. |
· Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс движения новейших научных разработок в сферу технологии и производства. |
o практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть напрямую связан с его успешным технологическим применением. |
· до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет, |
· сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20 — 30 лет. |
o развитие техники, оторванное от гуманистических целей и ценностей, порождает разрушающие человеческое бытие последствия |
o негативные последствия технократического развития |
· примеры: угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение, последствия зомбирования и мн. др. |
· природогенные - возникают в природных процессах, но являются отрицательными результатами технократического давления, нарушающего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр. |
· техногенные - генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании. |
o прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур. |
= Наука и власть |
o свобода или ответственность |
· относительная свобода творца, но также безответственность (запад) |
· СССР: власть обеспечивает ученым крайне скромное содержание, а ученые получают возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране |
o государственное регулирование развития науки и техники |
o поиск оптимума: |
· этика науки |
· ответственность ученого и инженера перед обществом |
· социально-ориентированная научно-техническая экспертиза направлений исследований и проектов |
35.2. Этика научно-технической деятельности и ее философские основания |
35.3. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов |
= Научно-техническая экспертиза (внутренняя) |
= Государственная экспертиза |
35.4. Проблема оценки техники |
= Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. |
o и хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов |
o принятие решения по такого рода проектам – прерогатива общества |
· открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, |
· социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов |
· это - важнейший атрибут современной жизни, неизбежное условие и следствие ее демократизации |
o невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы |