Вопрос. Проблема ирационального в философии XIX века : Шопенгауэр, Ницше, кьеркегор

Кьеркегор датский философ, философию Канта и Шопенгауэра называл философией крайнего пессимизма. его работа «болезни смерти». Противостоять смерти можно 2 путями:

1) до предела насыщать свою животность, т.е. мир тела, эмоции. Превращать каждый миг в наслаждение. Смерть – итог наслаждения.

2)развитие духовности.

Путь великих художников, поэтов, композиторов, которые создали великие дворцы в своих произведениях.

В итоге судьба полубогов и полуживотных приводит к мысли, что смерть неизбежна. Чувство безысходности.

Ницше

атрибуты философии:

1. «Бог мертв»

2. Нигилизм (уничтожение) переоценка ценностей.

3. «воля к власти»

4.  Теория сверхчеловека

Произведения: антихрист, по ту сторону добра и зла, воля к власти

По ту сторону добра и зла: «Падающего подтолкни» - в этом мире слишком много слабых людей, им лучше умереть, чем жить (до тех пор пока человек живет в мире безмятежного покоя, он не может оценить свои собственные силы). Ницше – сын Пастера получил религиозное воспитание. Эти слова - событие. Власть над самим собой, над своими проблемами, нерешительностью, неуверенностью, каждый день жизни должен быть демонстрацией воли. Подниматься всегда тяжелее чем падать. Жизнь - это бесконечная волю к совершенству. Когда человек говорит, что он всего достиг, чего хотел, то начинается деградация.

Шопенгауэр

Основоположник философии воли. Особое значение придавал осмыслению проблемы воли как основной сущности мира. Все многообразие в познании мира есть обнаружение воли, которая есть подлинное ядро человека. Всякое движение воли стремится к осуществлению желания, оспаривая у другого материю, пространство и время. Познание служит сохранению воле существа, наделенного разнообразными потребностями. Он считал, что сущность всех вещей обуславливаетс волей к жизни. Шопенгауэр в основном опирался на Канта и на Веды.

 

 

ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА. ФИЛОСОФИЯ ШВЕЙЦЕРА.

Философия жизни рассматривает жизнь как основное понятие бытия т.е. жизнь противопоставляется бытию. Аргументы: понятие бытия – это статическое состояние, а понятие жизнь – это движение, становление. Следовательно становление это первооснова в которой заключено деятельное понятие. Значит жизнь – это деятельность, творение, созидание, самовыражение человека в форме реализации во всех видах культуры. Понятие жизни осознается отдельными людьми в рамках огромной жизни, который затрагивает его интересы, а следовательно человек чувствует себя подчиненным этим большим потоком и понять с помощью рассудочных методов (анализ, синтез) невозможно. Познание осуществляется с помощью самопереживания, интуицией и верой.

Имя Альберта Швейцера (1875--1965)

Швейцер ставит перед собой задачу пробудить в современном ему обществестремление к созданию философски обоснованного и практически применимогооптимистически-этического мировоззрения, считая основной причиной упадкакультуры в западном обществе отсутствие такого мировоззрения. Он провозглашает независимость этики от мировоззрения, пессимизм познания иоптимизм действия, практики. Взгляды Швейцера не получили законченного систематического изложения. Внутренняя логика его убеждений, страстность его веры в торжество добра и человечности, бескорыстное служение принятым идеалам, обаяние его незаурядной личности -- все это внушает глубокое уважение кАльберту Швейцеру. Швейцер провозглашает единственно непосредственным и единственно глубоким мировоззрением, логическим завершением беспредпосылочного рационального мышления, в качестве обновителя которого он стремится выступить. Концепцию Швейцера следует рассматривать и оценивать не в сопоставлении с марксизмом, поскольку различия слишком велики, а в сравнении с буржуазной философией культуры XX века, в которой воззрения Швейцера занимают важное место и указывают на глубокую внутреннюю противоречивость буржуазного гуманизма нашей эпохи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: