Вопрос. Славянофилы и западники

1 .Славянофилы - они утверждали самобытность и неповторимость русской духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и, во-вторых, его религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решающей роли православия для развития мировой цивилизации. Славянофилы признавали важную роль рассудочного начала в жизни людей. Т.о. они ратовали за соединение соборных истин с просвещением. Отсюда основной субстанцией русского народа считали православие и общинность. Предназначение великих личностей - быть выразителями этого народного духа россиян. Таким путем славянофилы желали России войти в мировую цивилизацию и стать мировым лидером на православной, духовной основе. Зачатки реализации своих идей славянофилы видели в сельской общине, которую иначе называли “мир”. 2. Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский, Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на труды Гегеля. Чернышевский - на Фейербаха, Герцен - французских материалистов. Философия этого направления получила название революционный демократизм или разночинство. Разночинцы через художественные образы и научно-публицистические статьи призывали интеллигенцию раскрыть народу глаза на его настоящее положение и поднять его на святое дело революции. Т.о. они призывали: качественно преобразовать идейно-теоретическую платформу освободительного движения России; перейти от дворянской тактики военных переворотов к разночинно-народнической тактике крестьянских восстаний. Самой благородной фигурой этого направления был Герцен. Он создал теорию русского социализма, в которой провозгласил право каждого на землю, общинное владение ею и мирское самоуправление. Прогрессивным в философии Герцена было то, что он допускал перенесение опыта Запада на российскую почву.На смену революционным демократам в российской философии пришли революционные народники. Они верили сближение интеллигенции с народом и превращения его в базис революционного движения. Представителями революционного народничества были: Лавров, Писарев, Ткачев. Характерные черты философии этого периода наиболее ярко выразил Лавров.

– перестройка российского общества должна осуществляться не только для народа, но и по средством народа

– в связи с тем, что они ставку делали на насилие одиночек, на террор, то для них был характерен философский нигилизм

– деятельность одиночек предполагала напряженный индивидуализм и субъективизм критически мыслящих личностей

– общественная деятельность соединенная с нравственностью предполагала органическое соединение субъективного понимания в справедливость и объективного (истины)

 

ВОПРОС. ФИЛОФИЯ СОЛОВЬЕВА И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

СОЛОВЬЕВ (1853 – 1900)

Сын историка. Увлекался нигилизмом, выбросил иконы, но потом быстро вернулся к вере. Очень интересовался естетвеннми науками. Был высокоирудированым человеком. Интересовался гностицизмом, кабалой. Оказал влияние Платон, Спиноза, перосмыслил идеи Канта. Соловьев поэт. Его интересовали поэтические и философские взгляды. 1880 год – критика отвлеченных начал. Академическая карьера сложилась неудачно. Выступил с публичной лекцией и призвал Александра Третьего простить революционеров. Вскоре начал выступать как публицист.

Работы: «Чтение о Богочеловечестве», «Оправдание добра»У него наука и религия идут разными путями. В теории познания важна целостность человека. Бог – высшее начало бытия, он творец, основа мира. У него были видения Божественной Софии. Важное понятие – понятие всеединства – философское понятие означающее принцип совершенного единства множества элементов, все во всем. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая организующая сила". Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и высшей целью развития всего человечества. Цельное знание, по Соловьеву, невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами. Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное - особенности самого мышления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: