Предупреждение культурных конфликтов

 

Ни одна культура, ни одно общество не являются однородными по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила обще­ния, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого со­циокультурного многообразия люди неизбежно вступают в проти­воречия и конфликты друг с другом.

Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

- между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

- между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

- между поколениями и носителями разных субкультур;

- между традициями и новациями в культуре;

- между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Таким образом, диапазон причин возникновения межкультур­ных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по ком­муникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками.

Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несов­падения интересов. Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного обще­ния. Исходя из этого конфликт будет рассматриваться не как столкно­вение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации.

Конфликты выражаются в усиление враждебности, отражающейся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете («хохлы», «кацапы», «хачики»). На уровне государств конфликты отражаются в воинственной риторике: «ввод санкций», «запрет на въезд», «захват территории», «запрет ввоза», «обмен пленными», «произвели обстрел», «запретить доступ».

Согласно К. Делхес, существуют три основные причины комму­никационных конфликтов:

1. личные особенности коммуникантов,

2. социальные отношения (межличностные отношения);

3. организаци­онные отношения.

Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношени­ях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повы­шает возможность возникновения конфликтной ситуации в отно­шениях с ним. Таким образом, в межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступают не только культур­ные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, со­циальное расслоение, конфликт поколений и т.д.

Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между предста­вителями различных культур лежит незнание культурных особен­ностей партнера по коммуникации.

Для предупреждения межкультурных конфликтов можно сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.

1. Соревнование - «прав тот, кто сильнее» - активный, не стре­мящийся к сотрудничеству стиль.

2. Сотрудничество - «давайте решим это вместе» - активный, стремящийся к сотрудничеству стиль.

3. Уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль.

4. Уступчивость - «только после вас» - пассивный, стремя­щийся к сотрудничеству стиль.

5. Компромисс - «давайте пойдем друг другу навстречу» - при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований.

Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться также следующими приемами и правилами:

• не спорить по мелочам;

• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;

• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;

• стараться не победить, а найти истину;

• признавать свою неправоту;

• не быть мстительным;

• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уместно.

Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Так, например, одной из главных норм де­лового сотрудничества в Японии является практика переговоров при решении различных сложных вопросов. Многие виды дело­вого сотрудничества осуществляются в Японии на основе уст­ной договоренности сторон. Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значи­тельные культурные различия можно наблюдать в методах раз­решения конфликта между британскими и китайскими менед­жерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведе­ния, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что человек существует только как часть семьи или клана. Это тре­бует от индивида уважения к общественной иерархии. Необхо­димость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контро­лирования эмоций. И, наконец, понятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуаций, ведущих к «потере лица» другими людьми.

Предупреждением международных конфликтовс разной степенью успешности не первый год занимаются международные организации типа ОрганизацииОбъединенных Наций, Совета Безопасности ООН и др.

Для предупреждения конфликтов на глобальном и региональном уровнях, внутри государств создаются общиеправила игры, принимаются законодательные акты,заключаются международные договоры. Возможно, это не всегда эффективно действующие механизмы профилактики конфликтов, но они все же есть,они совершенствуются, принимаются большинствомстран и народов глобального социума.

Профилактика конфликтности заключается прежде всего в недопущении социальных потрясений вобществе мирными цивилизованными способами. Найти разумный компромисс, а тем более выйти на взаимное сотрудничество,требует воли, времени, толерантности и упорства.

Рассмотрим особенностимежкультурных коммуникаций на различных уровнях в межгосударственном культурном взаимодействии в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: