Ни одна культура, ни одно общество не являются однородными по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.
Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.
Выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:
- между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);
- между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);
|
|
- между поколениями и носителями разных субкультур;
- между традициями и новациями в культуре;
- между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).
Таким образом, диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками.
Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. Исходя из этого конфликт будет рассматриваться не как столкновение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации.
Конфликты выражаются в усиление враждебности, отражающейся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете («хохлы», «кацапы», «хачики»). На уровне государств конфликты отражаются в воинственной риторике: «ввод санкций», «запрет на въезд», «захват территории», «запрет ввоза», «обмен пленными», «произвели обстрел», «запретить доступ».
Согласно К. Делхес, существуют три основные причины коммуникационных конфликтов:
|
|
1. личные особенности коммуникантов,
2. социальные отношения (межличностные отношения);
3. организационные отношения.
Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Таким образом, в межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступают не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д.
Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации.
Для предупреждения межкультурных конфликтов можно сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.
1. Соревнование - «прав тот, кто сильнее» - активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль.
2. Сотрудничество - «давайте решим это вместе» - активный, стремящийся к сотрудничеству стиль.
3. Уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль.
4. Уступчивость - «только после вас» - пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль.
5. Компромисс - «давайте пойдем друг другу навстречу» - при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований.
Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться также следующими приемами и правилами:
• не спорить по мелочам;
• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
• стараться не победить, а найти истину;
• признавать свою неправоту;
• не быть мстительным;
• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уместно.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Так, например, одной из главных норм делового сотрудничества в Японии является практика переговоров при решении различных сложных вопросов. Многие виды делового сотрудничества осуществляются в Японии на основе устной договоренности сторон. Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия можно наблюдать в методах разрешения конфликта между британскими и китайскими менеджерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что человек существует только как часть семьи или клана. Это требует от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контролирования эмоций. И, наконец, понятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуаций, ведущих к «потере лица» другими людьми.
|
|
Предупреждением международных конфликтовс разной степенью успешности не первый год занимаются международные организации типа ОрганизацииОбъединенных Наций, Совета Безопасности ООН и др.
Для предупреждения конфликтов на глобальном и региональном уровнях, внутри государств создаются общиеправила игры, принимаются законодательные акты,заключаются международные договоры. Возможно, это не всегда эффективно действующие механизмы профилактики конфликтов, но они все же есть,они совершенствуются, принимаются большинствомстран и народов глобального социума.
Профилактика конфликтности заключается прежде всего в недопущении социальных потрясений вобществе мирными цивилизованными способами. Найти разумный компромисс, а тем более выйти на взаимное сотрудничество,требует воли, времени, толерантности и упорства.
Рассмотрим особенностимежкультурных коммуникаций на различных уровнях в межгосударственном культурном взаимодействии в России.