На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т.е. 4-х сборников Вед религиозного содержания, свидетельствует о том, что они делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они являлись военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ.
Царь. В соответствии с учением брахманов - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им.
|
|
Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.
Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство общественных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет. Местное управление. Во главе каждого селения стоял староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1 ООО селений - тысяцкий. Они выполняли функции: а) сохранение общественного порядка; б) борьба с преступлениями.Во главе города стоял главный управляющий всеми делами, городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промышленным производством, учетом населения города, регулированием торговли и порядком на торговых местах, торговлей текстильными изделиями, торговлей с иностранцами, сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
|
|
15.Общественныйстрой Древней Индии Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн. Историческое их развитие таково. С разложением первобытного общества и развитием имущественного и неимущественного неравенства возникают сословия особого рода - варны. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.С течением времени варны становятся все более замкнутыми и наследственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследственно профессия, поклонение одним богам. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству.Изначально существовало 4 варны: брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы и шудры - слуги. Первым сословием оказывается то, при посредстве которого проявляется божественное - брахманы. Второе сословие является выразителем субъективной воли и храбрости - ведь сила должна проявляться, дабы заставить целое (государство) существовать и поддерживать свое существование в борьбе против других государств. Это сословие воинов и правителей - кшатриев, хотя и брахманы часто становились правителями (раджами).Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако поздний историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин- кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, казнили преступников, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разрешалось заколоть не уступившего дорогу.У каждой касты имелись свои особые обязанности и права. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши горячее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму своей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах.Итак, главное, что следует отметить: социально-правовая политика в Древней Индии была основана на религиозных представлениях, в соответствии с которыми проводилась общественное разделение и даже особая политика обеспечения социальной стабильности - дхарма, правила благочестия, которым должны следовать подданные, стойким в следовании дхарме обещались милость раджи и благоволение небес. В указах царей из династии Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, для их соблюдения назначались особые смотрители - махатмы, которые должны были согласовывать интересы власти с религиозной традицией.Что касается рабства, то рабский труд не играл значительной роли в решающих областях экономики Индии и в праве государства отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов, поскольку варны (касты) заслоняли собой классы. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола господина по отношению к рабу: запрещалось продавать детей-рабов без родителей, при использовании труда раба следовало учитывать его кастовую принадлежность. Индийские рабы могли иметь право собственности на подарки, право наследования, имели семьи, сохраняли родственные и кастовые связи. Отличием раба от свободного являлось отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, находящейся в собственности другого. Тем не менее, особенностью индийского рабства является его неразвитость.
|
|
16. ИсточникиправаДревнейИндии В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в тех нормах, которые по своему характеру являлись скорее этическими, чем правовыми и несли ярко выраженную религиозную нагрузку. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману - мифический бог). Время составления источника неизвестно точно, но его происхождение предполагается в рамках II в. до нз. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и X (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового устройства - здесь описывается происхождение варн, определяются назначение и привилегии высших варн.Кроме кодекса законов Ману, важным источником древнеиндийского права являются политэкономические и юридические трактаты. Наиболее важен из них Артхашастра; помимо изложенного, он содержит разделы по гражданскому и уголовному праву, а также судебному процессу.
|
|