Государственныйстрой Древней Индии

На территории Индии обитали многочисленные племена, различав­шиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т.е. 4-х сборников Вед религиозного содержания, свидетельствует о том, что они делились на родовые колена (джана) во гла­ве с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они являлись военными предводителями и отправляли жреческие и судеб­ные функции.

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюро­кратического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ.

Царь. В соответствии с учением брахманов - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внеш­нее единство народа в противоположность внутреннему единству, прояв­ляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жре­цом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им.

Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государствен­ным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, со­стоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство общественных работ в Индии не получило такого раз­вития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство ороше­ния. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или об­щина своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от на­логов на 4-5 лет. Местное управление. Во главе каждого селения стоял староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1 ООО селений - тысяцкий. Они выполняли функции: а) сохранение общест­венного порядка; б) борьба с преступлениями.Во главе города стоял главный управляющий всеми делами, город­ской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промыш­ленным производством, учетом населения города, регулированием торговли и порядком на торговых местах, торговлей текстильными изделиями, тор­говлей с иностранцами, сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

15.Общественныйстрой Древней Индии Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн. Историческое их развитие таково. С разложением первобытного общества и развитием имущественного и неимущественного неравенства возникают сословия особого рода - варны. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.С течением времени варны становятся все более замкнутыми и на­следственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследствен­но профессия, поклонение одним богам. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству.Изначально существовало 4 варны: брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы и шудры - слуги. Первым сословием оказывается то, при посредстве которо­го проявляется божественное - брахманы. Второе сословие является вырази­телем субъективной воли и храбрости - ведь сила должна проявляться, дабы заставить целое (государство) существовать и поддерживать свое существо­вание в борьбе против других государств. Это сословие воинов и правителей - кшатриев, хотя и брахманы часто становились правителями (раджами).Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако поздний историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин- кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, казнили преступников, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разре­шалось заколоть не уступившего дорогу.У каждой касты имелись свои особые обязанности и права. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши горячее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму сво­ей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах.Итак, главное, что следует отметить: социально-правовая политика в Древней Индии была основана на религиозных представлениях, в соответст­вии с которыми проводилась общественное разделение и даже особая поли­тика обеспечения социальной стабильности - дхарма, правила благочестия, которым должны следовать подданные, стойким в следовании дхарме обе­щались милость раджи и благоволение небес. В указах царей из династии Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, для их соблюдения на­значались особые смотрители - махатмы, которые должны были согласовы­вать интересы власти с религиозной традицией.Что касается рабства, то рабский труд не играл значительной роли в решающих областях экономики Индии и в праве государства отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов, поскольку варны (касты) заслоняли собой классы. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение про­извола господина по отношению к рабу: запрещалось продавать детей-рабов без родителей, при использовании труда раба следовало учитывать его кас­товую принадлежность. Индийские рабы могли иметь право собственности на подарки, право наследования, имели семьи, сохраняли родственные и кастовые связи. Отличием раба от свободного являлось отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, находящейся в собственности другого. Тем не менее, особенностью индийского рабства является его неразвитость.

16. ИсточникиправаДревнейИндии В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повсе­дневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в тех нор­мах, которые по своему характеру являлись скорее этическими, чем право­выми и несли ярко выраженную религиозную нагрузку. Нормы, определяю­щие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являют­ся законы Ману (Ману - мифический бог). Время составления источника неизвестно точно, но его происхождение предполагается в рамках II в. до нз. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме дву­стиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочис­ленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и X (всего в зако­нах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового устройства - здесь описывается происхождение варн, определяются на­значение и привилегии высших варн.Кроме кодекса законов Ману, важным источником древнеиндийского права являются политэкономические и юридические трактаты. Наиболее важен из них Артхашастра; помимо изложенного, он содержит разделы по гражданскому и уголовному праву, а также судебному процессу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: