Источники канонического права

Первоначальные источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства: Священное писание, произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина, постановления церковных соборов, римское право, апостольские конституции - сборник правил, приписываемый первым апостолам, составленный в IV в.

Разделение католической и греческой церкви поставило вопрос о создании собственно католического канонического права. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии, которые появились в IV в. С этого времени, основной тенденцией развития канонического права является его систематизация:

1.Первый опыт систематизации появился в VIII в. в империи Каролингов - составление кодекса (Codex canonum Ecclesiae romani) приписывается римскому монаху Дионисию Малому. Свод Дионисия включал собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап. Каролинги придавали своду официальное значение.

2.Большое значение в истории развития канонического права имели собрания документов видного испанского философа, епископа Исидора (VII в.) - Collectio. Оно обобщало постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. Особое место в нем занимал так называемый Константинов дар - якобы декрет римского императора Константина о вручении церкви всей мирской власти над западными странами и принудительном характере церковного суда для мирян. Подложность этого декрета была установлена только в XVII в., а в Средние века он считался важнейшим действующим источником права.

3.Новаторская кодификация канонического права была предпринята в XII в. итальянским монахом Грацианом. Кодекс Грациана разделялся на 3 части: в первой содержались исторические права церкви и их субъекты, во второй - права епископов и церковная юрисдикция, в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. Кодекс Грациана получил официальное признание папского престола.

4.На основе этого Кодекса возникла собственная школа церковных систематизаторов права - канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Кодекс еще одним сборником декреталий. Он был составлен уже по собственной канонической схеме: Judex, Justitia, Clerus, Connubia, Crimen - судьи, судопроизводство, церковнослужители, брак, преступления. В дальнейшем, эта схема церковного права приобрела официальное значение.

5.Следующим дополнением Свода стали систематизации декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V под названием Клементины. Около 1500 г. сделано еще одно дополнение - собрание декреталиев, начиная с папы Иоанна XXII - Extravagantae.

Все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное признание как свод единого канонического права. С 1583 г. эта кодификация получила наименование Codex juris canonici. Данный свод канонического права, в том виде, в котором он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: