Возможно совмещение двух стратегий качественного исследования: кейс-стади и типологической стратегии. Они выносятся на разные уровни и поэтому не противоречат друг другу. Совмещение возможно в разных вариантах.
1. Типологическая стратегия выносится на первый (макроуровень) исследования, а кейс-стади используется на втором уровни. Это значит, что в целом исследование имеет типологический характер. Однако единицами анализа являются ситуации, изучаемые в рамках стратегии кейс-стади.
Этот вариант использовался Институтом сравнительных исследований трудовых отношений. На макроуровне выстраивалась типологическая выборка по таким критериям: а) успешные — неуспешные предприятия; б) традиционные (приватизированные советские) и новые (созданные в постсоветский период); в) отечественные — находящиеся в собственности иностранного капитала. Единицами выступали предприятия, на каждом из которых проводилось кейс-стади. В исследовании этничности российских немцев я также использовал этот вариант. На первом уровне исследование выстраивалось так, чтобы найти людей, представляющих разные жизненные траектории и стратегии, а на втором использовалась стратегия кейс-стади, но в иной — биографической — разновидности.
|
|
2. Кейс-стади выносится на первый уровень, а на втором использу
ется типологическая стратегия.
Например, общий каркас исследования следует логике кейс-стади, однако внутри исследуемого объекта выстраивается типологическая выборка. Такой подход хорошо использовать при изучении предприятий: само предприятие рассматривается как объект кейс-стади, а внутри его в зависимости от темы исследования стратегия выстраивается с целью обнаружения и описания разнообразных типов социальных ситуаций. Этот могут быть различные подразделения или типы работников.
3. Трехуровневый вариант предполагает, что на первом уровне ис
пользуется типологическая стратегия (например, типы предприятий стра
ны или региона), на втором — кейс-стади, а внутри предприятия —
снова типологическая стратегия.
При поиске объектов, репрезентирующих те или иные типы, возможны разные подходы.
(а) Поиск крайних случаев. Нередко в них с наибольшей полнотой и наиболее явно обнажается изучаемый процесс. При изучении раз-
62
личных процессов ищутся информанты или ситуации, представляющие крайние варианты включения.
Так, в исследовании потребительского поведения в выборку отбирались прежде всего две категории: 1) те, для кого смысл жизни в значительной мере связан с потреблением, часто выступающим как ключевой процесс конструирования идентичности; 2) те. для кого потребление — это вынужденная необходимость, занимающая периферийные позиции в их жизни. Одни владеют изощренным языком потребления. Они следят за новинками рынка, они судят себя и других по принципу «покажи мне, что ты потребляешь, и я скажу, кто ты». Для других потребление — лишь средство удовлетворения базовых потребностей.
|
|
Один из вариантов такого подхода к формированию выборки — изучение конфликтных ситуаций. Конфликт —это открытая форма существования противоречия. Здесь на стол выкладываются все компрометирующие противника сведения, в то же время мобилизуется информация, доказывающая собственную правоту. В таких ситуациях громко и четко высказываются отношения противостоящих сторон друг к другу. Все, что держалось глубоко в душе, в ситуации конфликта оказывается на кончике языка.
При изучении трудовых отношений я часто искал ситуации открытых трудовых конфликтов, нередко принимавших форму забастовки. В ходе таких конфликтов обе стороны обменивались упреками, подвергали сказанное оппонентом сомнению и приводили соответствующие факты. Создавались согласительные комиссии, для расследования приглашались представители третьей стороны и т. д. В результате на поверхности оказывалась анатомия трудовых отношений на данном предприятии.
Особый вариант отбора объекта — судебный конфликт. В этом случае исследователь имеет возможность мобилизовать для целей своего исследования потенциал правоохранительной системы. Следователи, обвинитель, адвокаты вскрывают скрытый доселе от глаз социальный механизм. Проводится сбор данных, часто доступных только для людей, наделенных соответствующими властными полномочиями, затем эти данные подвергаются проверке на суде посредством противопоставления обвинения и защиты.
Такой подход был использован мною при изучении приватизации в угольной промышленности. О том, что этот процесс прошел на шахте «Воргашорская» далеко не чистыми методами, мне говорили рабочие-активисты. Но в какой мере их информация объективна? Ведь их и близко не допускали к принятию этих решений. Представители администрации предпочитали об этом не говорить. И вот по иску одного из профсоюзных комитетов было начато расследование. На суде было представлен целый блок доказанных фактов, говоривших о том, что приватизация шахты
63
представляла собой огромную махинацию, в ходе которой рабочих грабили самым неприкрытым способом (см.: Ильин 1998).
(б) Поиск типичных объектов (информантов, ситуаций). В этом
случае нетипичные, крайние варианты отбрасываются. Эта логика близ
ка той, которая доминирует в количественных исследованиях. Неред
ко отбор типичных объектов опирается на данные статистики или коли
чественных социальных исследований. Из них берутся параметры
«среднего россиянина», «среднего жителя города», «типичного пред
приятия», «типичного рабочего» и т. д., а потом ищутся информанты
или ситуации, соответствующие этому описанию.
(в) Поиск максимума вариантов. В этом случае формирование
выборки нацелено на то, чтобы выявить и описать максимальное чис
ло вариантов, в которых проявляется изучаемый процесс. При такой
ориентации в построении выборки может быть эффективным метод
снежного кома, при котором в центре внимания исследователя стоит
вопрос: «А какие есть еще типы?».
В качественном исследовании важно найти объекты, которые не только репрезентируют типы изучаемого феномена, но и являются информативными. Иначе говоря, в выборку должны входить только объекты, позволяющие нам получить нужную информацию. Не каждое подходящее по своим характеристикам предприятия открыто для исследования. Не каждый информант, представляющий интересный для нас тип, способен внятно и глубоко отвечать на интересующие исследователя вопросы.
64