Кейс-стади как стратегия исследования

Особенности стратегии. Выбор стратегии. Проекти­рование кейс-стади. Вхождение в поле. Проверка досто­верности полученных данных. Требования к исследователю. Протокол кейс-стади. Анализ материала.

Особенности стратегии

Одной из стратегий качественного исследования является кейс-стади (изучение случая), или монографическое исследование (более традици­онное название для отечественного обществоведения).

Кейс-стади — это стратегия эмпирического исследования отдель­ного, относительно ограниченного по масштабам объекта (группы, орга­низации, индивида) в более или менее широком внутреннем и внешнем контексте.

Кейс-стади — это не метод сбора или анализа информации, а именно исследовательская стратегия. Разнообразные методы сбора и анализа ин­формации входят в нее в качестве составных частей. В основе этой стра­тегии лежит методология холизма (целостности). Концепция социокуль­турного поля — одна из ее разновидностей. Нельзя из поля вырвать отдельные процессы, не нарушив его целостность. Нельзя понять отдель­ные процессы, не поняв логики развития всего поля — его ресурсов, культурной программы, языка внутренней и внешней коммуникации.

Стратегия кейс-стади может классифицироваться по критерию объек­та исследования. В принципе в этой роли может выступать любой соци­альный объект.

1. Одна из разновидностей кейс-стади — биографическая стратегия.

Правда, далеко не всегда использование биографического подхода означает, что здесь имеет место стратегия кейс-стади. Эту стратегию не стоит путать с биографическим интервью, которое может вписы­ваться в разные стратегии. О биографической стратегии можно го­ворить лишь тогда, когда биография одного человека изучается как комплексный объект с использованием всех доступных методов сбора и анализа информации. При этом биографическое интервью может и не быть в перечне методов. Это имеет место, когда герой умер или так высоко поднялся в социальной иерархии, что стал недоступен (избран президентом). Другой часто встречающийся вариант недо­ступности — он стал главой террористической организации.

2. Кейс-стади семьи. Эта стратегия близка к биографической, но не

сводима к ней. Семья — это и социальный институт, и социальная общность.

65


3. Другая относительно часто встречающаяся разновидность этой же

стратегии — организационное кейс-стади. В этом случае в каче­стве объекта выступает предприятие, фирма, политическая органи­зация и т.п. Суть стратегии от этого не меняется: она направлена на комплексное, всесторонне изучение одного объекта.

4. Классический вариант той же стратегии — кейс-стади населен­
ного пункта.
Она получила развитие в антропологии, а затем была
перенесена на изучение малых городов.

5. Кейс-стади события (забастовки, демонстрации и т. д.).

Другой вариант классификации стратегии кейс-стади — по местопо­ложению исследователя относительно изучаемого объекта. В принципе встречаются два варианта:

а) Кейс-стади в форме включенного наблюдения. Суть этого варианта
состоит в том, что изучение объекта происходит изнутри, а сам исследова­
тель (или исследователи) в той или иной мере включены в качестве участ­
ников в изучаемые процессы. Обычно такая стратегия применяется для изу­
чения населенных пунктов, реже — организаций. Разновидностью такой
стратегии можно в принципе считать и аналитические автобиографии, хотя
с точки зрения используемых методов — это совершенно особый жанр
научного исследования. Стратегию включенного наблюдения не стоит пу­
тать с методом сбора информации, имеющим то же название.

б) Кейс-стади, в котором исследователь изучает процессы, находясь
вне изучаемого объекта. Разумеется, это в первую очередь относится к
биографическим исследованиям. Часто встречается при изучении орга­
низаций: исследователи в них не работают, а лишь в той или иной мере
приближаются к ним.

Так, мною было проведено исследование социальной истории г. Ворку­та сталинской эпохи. Результаты опубликованы в статье «Город-концлагерь: социальная стратификация гулаговской Воркуты» (см. www.socnet.narod.ru y Основные источники, легшие в основу этой работы, — архивные материа­лы, вспомогательную роль играл анализ опубликованной литературы (прежде всего, мемуаров) и биографические интервью. Объект исследова­ния был оторван от меня не столько в пространстве, сколько во времени: можно было ездить в Воркуту современную, но не в один из центров сталинского ГУЛАГа.

Разумеется, выше перечислены идеальные типы стратегии. В реально­сти чаще встречаются те или иные варианты их синтеза.

Стратегия кейс-стади является одной из основных в системе качествен­ных исследований. Само ее название противоречит принципу репрезен­тации, лежащему в основе стратегии количественных исследований. Осо­бенностью стратегии кейс-стади является попытка взглянуть на социальный мир (в тех или иных его масштабах) через призму скрупулезного анализа одного из его объектов. 66


Это не исключает использования тех или иных количественных мето­дов в процессе кейс-стади. Однако в этом случае генеральная совокуп­ность ограничена рамками изучаемого объекта.

Так, в процесс проведения кейс-стади пассажирского автотранспортного предприятия наша группа использовала такие сугубо количественные методы, как анкетный опрос его работников, контент-анализ карточек учета персонала.

Кейс-стади как исследовательскую стратегию всестороннего анализа единичных объектов не стоит путать с иллюстративными кейсами, ко­торые широко используются в правоведении, экономике, маркетинге, менеджменте (Towl 1969). Здесь этот метод часто сводится к простым иллюстрациям, где отдельные случаи выступают в качестве примеров. Такие кейсы часто пишутся на основе одного-двух интервью или на ос­нове опубликованной в прессе информации. Кейс-метод имеет широкое применение и в преподавании (особенно в бизнес-школах).

















Выбор стратегии

Кейс-стади вызывает у многих исследователей скептическое отношение. Причина, вероятно, в том, что эта стратегия открыта для субъективизма и поверхностности. Это опасность, которая чаще всего отмечается при описа­нии всех качественных методов. Однако наличие такого риска не довод про­тив использования самого метода, поскольку любой метод открыт для иска­жений реальности тем или иным образом. Например, самый популярный метод массового опроса не менее уязвим для критики и на тех же основаниях.

Одним из источников предубеждений против кейс-стади является и смешение этой стратегии с иллюстративными кейсами и кейс-методом преподавания. Нестрогое разграничение этих понятий ведет к тому, что о кейс-стади судят по кратким ситуациям, которые используются для орга­низации студенческой дискуссии.

Наиболее распространенное возражение против кейс-стади связано с непригодностью этой стратегии для обобщенных выводов. Глубоко изу­чив отдельное предприятие, мы не можем судить, в какой мере это типич­но для страны, отрасли, региона. «Ну, и что из этого следует?гово­рят противники этой стратегии.Здесь так, а на другой фирме, возможно, все иначе». Однако проблема не в плохой стратегии, а в том, что она должна соответствовать целям исследования.

Нет хороших и плохих стратегий исследования. Есть адекватный и не­адекватный выбор цели. Если перед нами стоит задача дать описание мас­штабов действия тех или иных моделей, пропорции между разными типа­ми, то, конечно, кейс-стади в этом случае совершенно непригодная стратегия. Здесь нужны массовые опросы, построенные на основе репре­зентативных выборок. Однако такие стратегии применимы при наличии уже готовых теоретических моделей, которые надо проверить с точки зре­ния масштабов их применимости. Между тем далеко не всегда исследо­ватель удовлетворяется такими целями.

67


Stephen Kotkin (1992) выбрал в качестве объекта своего исследования город металлургов Магнитогорск. Там он провел 10 месяцев. Первый этап исследования пришелся на 1987 г., второй — на 1988-1989 гг. Он изучал город как зеркало, в котором отразилась жизнь целого общества. Отсюда и название: «Стальной город, СССР. Советское общество в эру Горбачева». В своем исследовании он проследил как на состояние общества, наблюдаемого в ограниченных пространственных и временных рамках, влияют его история, политические процессы, экономическая система, культура и т.д. Разумеется, такой подход возможен и на уровне страны, но тогда будет сложно с эмпирическими аргументами: они неизбежно будут носить избирательный характер, порождая вопросы относительно причин выбора одного и отказа от другого. Разве можно было эти процессы рассмотреть, опираясь на классические количественные методы?

В первой половине 1990-х гг. наш Институт сравнительных исследова­ний трудовых отношений (ИСИТО) занимался изучением реструктуриза­ции менеджмента и трудовых отношений на предприятиях России. Нас инте­ресовали процессы приватизации и их влияние на трудовые отношения. Важно было понять, как трансформируется структура менеджмента, как меняется роль профсоюзов, как строятся отношения предприятий с органами власти, как переплетаются формальные и неформальные связи и т. д. Все эти про­цессы было важно проследить в динамике, на протяжении ряда лет. При этом необходимо было не просто снять информацию с разных точек в соци­альном времени, а уловить процессы вызревания и разрешения противоре­чий, понять эволюцию форм трудовых отношений. Разумеется, с помощью даже самого изощренного количественного исследования к решению таких задач нельзя было и подойти. Единственным приемлемым для этого методом оказалось кейс-стади. Оно проводилось на предприятиях разных отраслей в Москве, Сыктывкаре, Самаре, Кемерове и Новокузнецке. Каждый кейс де­лался несколько лет. Сыктывкарская группа, которой я тогда руководил, наблюдала одно предприятие в период с 1989 по 1996 гг.

В маркетинговых исследованиях стратегия кейс-стади также имеет боль­шие возможности. Стандартный вариант темы звучит примерно так: «Фир­ма X на рынке товаров У». Во многих случаях это наиболее адекватная стратегия решения с помощью исследования задач одного предприятия. При этом сами собой снимаются типичные критические соображения, зву­чащие в адрес кейс-стади и связанные с отсутствием количественной реп­резентативности.

Таким образом, стратегия кейс-стади оптимальна в тех случаях, когда целью исследования является анализ сложного механизма какого-либо процесса посредством выявления многочисленных взаимовлияний.

68





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow