Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года

Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опирался на: - судебники; - указные книги приказов; - царские указы; - думские приговоры; - решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора); - “Стоглав”; - литовское и византийское законодательство; - новоуказные статьи о “разбоях и душегубстве” (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года. Несмотря на казуальность изложения, Соборное уложение отличалось весьма высокой для своего времени юридической техникой. Уложение открывалось (впервые) преамбулой, где провозглашалось соответствие права постановлениям «Святых Апостолов» и утверждалось равенство суда по всем делам и для всех чинов (конечно, в соответствии Соборное уложение 1649 понимаемой в то время сословностью). Язык уложения был простым и понятным, тогда как в Европе юридическая терминология отличалась отвлеченностью. Оно было крупным правовым актом, идеологически основанным на религиозно-православном понимании юридических и политических процессов. Согласно Соборному уложению 1649 года частновладельческие, дворцовые и государственные крестьяне окончательно лишились права крестьянского выхода, а розыск и возврат беглых крестьян должны были производиться вне зависимости от сроков давности. Землевладельцы получили право распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Завершилось оформление государственной системы крепостного права в России. В 1-ой половине 17 в. началась фактическая, а в последней четверти 17 в. и юридически санкционированная продажа крестьян без земли. В 1649-52 были отписаны в посад «белые» слободы и подтвержден запрет на самовольный переход посадских людей из одного города в другой, им также было запрещено «закладываться», т.е. вступать в личную зависимость от феодалов и тем самым избегать значительной части государственных повинностей. Торговля была объявлена привилегией посадских людей, крестьянам запрещалось иметь лавки в городах. Будучи принятым в 1649 году, Соборное уложение вошло в Полное собрание законов Российской Империи 1830г, в значительной мере было использовано при составлении 15 тома Свода законов Российской Империи (в этом томе были собраны законы уголовные) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.





Гражданское право по Соборному уложению 1649 г.

Субъектами гражданских правоотношений являлись не только частные, но и коллективные лица.(общины, монастыри). Объем правоспособности и дееспособности частного лица зависел от социального и имущественного положения, пола, возраста. Главным объектом права собственности была земля. В главах XVI и XVII Соборного Уложения определялся статус двух основных видов феодальных земельных владений: вотчины и поместья. По способу приобретения выделялись три разновидности вотчин: родовые, купленные и выслуженные (жалованные). От того, к какому из этих видов относилось земельное владение, непосредственно зависели правомочия собственника по распоряжению своей вотчиной. По Соборному уложению расширялись права владельцев поместий, что свидетельствовало о постепенном сближении статуса вотчин и поместий. Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.). В договоре должна была быть отражена подлинная воля сторон. Сделки, заключенные под принуждением, в состоянии опьянения, под воздействием обмана признавались недействительными. Существовало наследование по завещанию и по закону. Завещание оформлялось письменно и скреплялось подписями свидетелей и дьяка. При завещании имущества посторонним лицам учитывались интересы родственников. При наследовании по закону вотчины наследовали сыновья, а при их отсутствии – дочери. Объем наследственных прав вдовы в отношении недвижимого имущества мужа зависел от статуса конкретного земельного владения. Так, женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись поместной землей только в форме пенсии на «прожиток». В семейных отношениях руководствовались нормами обычного и церковного права. Признавалась законной только церковная форма брака: молодожены обязательно венчались в церкви. Семья была патриархальной, т.е. закреплялась власть мужа над женой и отца над детьми. Детям под страхом уголовного наказания запрещалось проявлять непослушание, жаловаться на родителей. Имущество, совместно нажитое супругами в браке, считалось общесемейной собственностью и передавалось по наследству детям. Кроме того, у каждого из супругов было свое имущество, которое складывалось из предметов личного обихода, а также родовой недвижимости, полученной от родственников. Жена приносила в дом приданое. Оно включалось в комплекс семейного имущества, находилось в совместном распоряжении супругов. При этом муж должен был гарантировать сохранность приданого на случай прекращения брака. Брак прекращался смертью супруга или разводом, который православная церковь, в отличие от католической, в некоторых случаях разрешала.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: