Основные государственные законы Российской Империи

свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. Пересмотр касался создания Совета министров, Государственной думы. реорганизации Государственного совета. Реформа Основных государственных законов отражала эволюцию самодержавия в сторону буржуазной ограниченной монархии. Конституционные уступки сводились к следующему. Дума получала законодательные права, которые, однако, ограничивались требованием обязательного утверждения принятых законов царем, признанием за ним неограниченной законодательной инициативы, монополии на издание Основных государственных законов, прав чрезвычайного законодательства в междумский период (с утверждением Думой в течение 2 месяцев). Бюджетные прерогативы Думы нарушались правом царя на чрезвычайные, военные расходы и займы. Декларированные права граждан России (неприкосновенность личности, свободы слова, печати и т.д.) могли быть отменены на основе военного и исключительного положения, вводимого царем. Самодержавная исполнительная власть - верховное управление страной, назначение и смещение правительства, ответственного только перед монархом. - была укреплена. Царю принадлежало право руководства внешней политикой, объявления войны и мира. Основные государственные законы охраняли единство Империи, объявляли общегосударственным русский язык. Действовали до февральской революции 1917 г. По мнению некоторых ученых, Основные государственные законы с 1906 г. фактически являлись первой Конституцией России.


 


33. Создание государственной думы в россии. Деятельность 1-4 гос.дум. Гос.думы были созданы вследствие революции 1905-1907, катализатором которой стало ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900-1903 и позорное для царизма поражение в русско-японской войне. Цент тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в гос.думу. выборы в нее были не всеобщими и были не прямые. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии. 1Гос.дума (апрель-июнь 1906) среди ее депутатов было 34% кадетов 14% октябристов 23% трудовиков. Черносотенцы в думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали. Современники назвали 1 гос.думу «Думой народных надежд на мирный путь». Однако ее законодательные права были  урезаны еще до созыва. Новые основные гос.законы Российской империи сохранили формулу верховной самодержавной власти императора и оставили за царем право издания указов без ее одобрения, что противоречило обещаниям Манифеста 17 октября. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждала гос.бюджет. дума предложила программу демократизации России. Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законопроекта: кадетов и трудовиков. Кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи имения. Трудовики предусматривали отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно. Правительство отвергло все проекты, и через 72 дня царь распустил ее, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. 2Гос.дума (февраль-июнь 1907) при выборах новой думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них 2Гос.дума оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский цент растаял 19%мест, в думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов. Трудовики эсеры и социал-демократы образовали левый блок имевший 222 места 43%. Центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. И через 102 дня его открытия было решение разогнать думу. 3Гос.дума (ноябрь 1907- июнь 1912) в нее вошло 32% правых депутатов 33% октябристов составили цент 12% кадетов 3% трудовиков 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли левый фланг. Результаты голосования зависели от того, куда качнется центр. Если вправо, то образовывалось право-октябристское большинство, поддерживавшее правительство. Если влево, то создавалось кадетско-октябристское большинство, готовое к реформам либерально- демократического характера. Так сложился механизм парламентского октябристского маятника, позволявшего правительству Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми кадетами, то усиливая репрессии, то проводя реформы. Национальная политика проводилась под лозунгом россия для русских, т.е усилились русификаторные мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь. 4Гос.дума  стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач. В 4 думе как и в 3 были возможны два большинства: правооктябристское 283 депутата, и октябристско-кадетское 225 депутатов. Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. В августе 1915 в парламенте был создан прогрессивный блок, в которую вошли октябристы,кадеты, и предст-ль гос.совета, не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок. 27 февраля на внеочередном заседании, группа депутатов организовала временный комитет гос.думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 было создано временное правительство, которое 6 окт распустило ду








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: