Каковы ближайшие перспективы Вашего предприятия, организации?

  Положение улучшится Сохранение существующих позиций Положение ухудшится Затрудняюсь ответить   Примечание: в % к общему числу опрошенных (N=30)   37,0 38,7 12,3 12,0

 


2.2. Описание и анализ результатов исследования.

 

Предприниматели, в том числе и малые, жизненно заинтересованы в политической стабильности в России, без решения социальных проблем она может стать иллюзорной. Социальный институт мало предпринимательства в силу своих функциональных особенностей способствует расширению внутреннего рынка, развитию научно-технического прогресса – без решения социальных проблем все это недостижимо. Поэтому можно говорить об объективной заинтересованности малого бизнеса в решительных социальных сдвигах в стране.

Частный малый бизнес – неотъемлемая часть общества. Для эффективной работы малого предприятия необходимо организовать труд и капитал таким образом, чтобы в результате максимально удовлетворить потребности в тех или иных товарах и услугах. Этот процесс предусматривает тесное взаимодействие социального института малого бизнеса с обществом по многим параметрам. Для его эффективного функционирования необходимо поддержание стабильного социального равновесия.

В ходе нашего исследования по проблеме «Социальная ответственность малого бизнеса» респондентам был задан вопрос: «Эффективно ли участие малого бизнеса в решении следующих социальных проблем?». Вниманию участников опроса представлялись такие социальные проблемы, как вопросы труда и заработной платы, борьба с бедностью, борьба с беспризорностью, борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией, участие в подготовке квалифицированных кадров и другие. Ответы респондентов распределились следующим образом (Рис. 1.):


Рис. 1. Диаграмма распределения ответов на вопрос: «Эффективно ли, на Ваш взгляд, участие малого бизнеса в решении следующих проблем?»

 

На рисунке видно, что предприниматели считают довольно эффективным участие малого предпринимательства в решении таких социальных проблем, как вопросы труда и заработной платы(33,3%), благоустройство территории(30,7%), подготовка квалифицированных кадров(26,7%). Участие малого предпринимательства в борьбе с беспризорностью(39%), борьбе с бедностью(25,3%), развитии культурной сферы (26,3%), борьбе с контрафактной продукцией (23%) большинство респондентов считают малоэффективным.

Таким образом, наиболее непопулярным объектами социальной ответственности оказались именно те проблемы, которые напрямую связаны со стабилизацией экономической и социальной ситуации в стране: борьба с бедностью, безнадзорностью детей, развитие культурно-духовной сферы. Примечательно то, что известные дореволюционные предприниматели-меценаты, напротив, уделяли этим проблемам первостепенное внимание. Достаточно вспомнить имена Третьяковых, Морозовых, Щукиных, Бахрушиных и многих других. На их средства были построены музеи, больницы, учебные заведения не только всероссийского, но и мирового значения.

Современные предприниматели предпочитают делать объектом социальной ответственности более близкий им круг проблем: вопросы труда и заработной платы, подготовка и переквалификация кадров для своего предприятия, благоустройство близлежащей территории. Такое предпочтение объясняется в основном индивидуальным характером социальной ответственности малого бизнеса. Однако уход от более общих социальных проблем является весьма тревожной тенденцией.

В ходе нашего исследования хозяевам частных малых предприятий был задан вопрос: «Какие формы благотворительности Вы считаете эффективными на сегодняшний день?» (Рис. 2.)

Рис. 2. Диаграмма распределения ответов на вопрос: «Какие формы благотворительности Вы считаете эффективными на сегодняшний день?»

Наиболее популярной среди орошенных предпринимателей оказалась такая форма благотворительности, как адресная материальная помощь отдельным организациям или лицам (36%). Такое предпочтение еще раз подтверждает индивидуальный характер социальной ответственности малого предпринимательства. Хозяева малых предприятий в большей степени, чем руководство крупных кампаний, ориентированы на ближайшее социальное окружение, осведомлены о его состоянии. От этого во многом зависит прибыльность их деятельности. С другой стороны, малые предприятия в отличии от крупных компаний не располагают столь мощными ресурсами для реализации социальной ответственности и благотворительности. Именно поэтому среди респондентов оказались непопулярными такие формы благотворительности, как перечисление денег в целевые социальные фонды (26,3%) и создание, финансирование культурных, спортивных, образовательных учреждений(13%).

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Социальная ответственность малого предпринимательства является не только одной из основных функций этого социального института, но и выступает важнейшим фактором его развития. Уход малых предпринимателей от решения проблем стабилизации экономики и социальной ситуации в стране ведет к разрушению системы развития нового социального института малого предпринимательства. Задача государства и общества заключается в том, чтобы создать условия для объективной заинтересованности малого бизнеса в решении социальных проблем.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: