Либеральное народничество

После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразова­ний, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддержи­вать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за соци­альное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.

Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся лич­ностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.

Консерваторы

В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеолога­ми были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведо­мостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного кур­са стали печать и школа. Многие правительственные печат­ные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правитель­ство не должно делать уступок общественному мнению. Ми­нистр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.

Победоносцев и Катков решили сплотить общество на осно­ве идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу ев­ропейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому из­менение политического строя является кощунственным, ан­тибожественным делом.

Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокато­ров, двойную конспирацию. Организация, получившая назва­ние Священной дружины, ставила своей целью борьбу с рево­люционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типогра­фии, следили за революционерами. Однако по требованию им­ператора Александра III Священная дружина была распущена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: