Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – сформировать знания студентов в области региональной истории и культуры Урала. Дать представление о закономерностях социально-экономического, этнического и культурного развития народов в различные исторические периоды.
Задачи освоения дисциплины:
· дать характеристику исторических этапов развития Урала;
· познакомить студентов с основными закономерностями социально-экономического развития Урала;
· сформировать представление студентов о роли и вкладе народов Уральского региона в решение общегосударственных проблем России в различные исторические периоды;
· определить особенности и факторы, обусловившие своеобразие культурно-исторического и этнического развития народов Урала.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История Урала» входит в цикл вариативной части профессионального цикла ООП бакалавриата.
Дисциплина «История Урала» адресована студентам 2 курса направления подготовки 46.03.01 «История», обучающихся по бакалаврской программе.
Изучению дисциплины предшествуют:
До начала изучения «Истории Урала» студенты уже освоили дисциплины - «Археология», «Этнология и социальная антропология», «История первобытного общества», «История Удмуртии», «Историческое краеведение», «История России» и другие. Таким образом, знания базовых терминов и категорий исторической науки, виды исторических источников студенту уже известны.
А также прошли практику (Археологическая/ Этнологическая практика).
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции, которыми студент должен обладать:
ОК -1 – способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
ОК -2 – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОК-7 – способностью к самоорганизации и самообразованию;
ПК – 2 – способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии;
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:
«Математические методы в исторических исследованиях»; «Вспомогательные исторические дисциплины»; «Источниковедение», «Историческая география».
Архивная практика/Музейная практика - Учебные и производственные практики.
Библиографическая практика - Учебные и производственные практики.
Программа дисциплины построена с учетом блочно-модульного принципа.
В программе дисциплины «История Урала» выделены 2 модуля.
Программа курса построена:
Дисциплина «История Урала» включает лекционные занятия по основным темам социально-экономического, этнического и культурного развития Урала.
Дисциплина имеет практическую часть в виде подготовки и написании контрольной работы по курсу «История Урала».
Компетенции обучающегося, формируемые
В результате освоения дисциплины «История Урала»
Профессиональные компетенции:
В научно-исследовательской деятельности:
ПК-1 - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ПК-6 - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;
ПК-9 - способность к работе в архивах и музеях, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;
ПК-10 - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
· общее и особенное в развитии российской цивилизации, вклад различных регионов и народов в решение общегосударственных проблем, их культурно-историческое и этническое своеобразии;
· основные проблемы истории Урала, особенности социально-экономического развития Уральского региона с древности и до современности.
· общие закономерности и особенные черты в развитии истории, культуры уральских народов: финно-пермского и финно-угорского, тюркского, славянского (русского) этносов;
· пути и направления научного исследования в региональной истории.
· основные этапы развития уральского региона и народов Урала;
· аспекты влияния факторов различного уровня и содержания на историческую судьбу народов Урала.
· Уметь
· использовать знания по истории Урала при рассмотрении вопросов общей отечественной истории;
· использовать полученные знания и навыки в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертно–аналитической, организационно-управленческой деятельности;
· формулировать задачи и основные направления научного исследования по проблемам региональной истории;
· делать обобщения по изучению материалу курса истории Урала;
· планировать изучение поставленных проблем;
· пользоваться различными источниками при исследовании и изучении региональной истории Урала.
· Владеть:
· уверенно владеть понятийным аппаратом, иметь опыт использования данных по курсу в научной, исследовательской, педагогической работе.
· навыками использования полученных знаний в своей профессиональной работе.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п | Разделы, темы дисцип-лины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые компетенции (код) | |||||||
Л. | Пр. | СРС. | ПК-1 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-9 | ПК-10 | |||||
Семестр 3 | ||||||||||||
1. | Тема 1 | 1 | 7 | + | ||||||||
2. | Тема 2 | 2 | 7 | + | ||||||||
3. | Тема 3 | 1 | 7 | + | ||||||||
4 | Тема 4 | 1 | 7 | + | ||||||||
5. | Тема 5 | 2 | 7 | + | ||||||||
6 | Тема 6 | 2 | 7 | + | ||||||||
7 | Тема 7 | 1 | 7 | + | + | |||||||
Контрольная работа (4 семестр) | 10 | Текст Контрольной работы | + | + | + | |||||||
Подготовка к Экзамену | 21 | + | + | |||||||||
Итого: | 10 | 80 |