Должностные лица местного самоуправления: виды, особенности правового положения

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом МО. Этим правом определяется также наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу МСУ.

Виды: глава МО, глава администрации.

Особенности: Глава местной администрации — глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом.

 

Ответственность главы МО и главы местной администрации перед государством.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

 

издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу МО, и если такие противоречия установлены соответствующим судом.

совершения действий влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации. в срок, который не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда.

Гражданин РФ, замещавший должность главы МО и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

Основаниями для удаления главы МО в отставку являются:

1. решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие наступление негативных последствий

2. неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий

3. неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

 

Ответственность выборных лиц перед населением.

К ответственности перед населением могут быть привлечены: депутаты ПОМО; члены выборных органов МС, выборные д/л.

Основание наступления ответственности основания отзыва выборных ДЛ:

Итогом привлечения ответственности является отзыв выборного лица.

Процедура отзыва устанавливается в уставах МО. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность выборному лицу дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное лицо МС считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом.

Отзыв — это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц.

Граждане — инициаторы отзыва депутата. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них.

К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.

 

Принцип подотчётности выборных должностных лиц МО населению и представительному органу.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.ё

Поскольку выборных должностных лиц, как правило, двое - глава муниципального образования и глава администрации, - именно об их подотчетности идет речь в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Федеральный закон устанавливает подотчетность должностных лиц, во-первых, населению непосредственно и, во-вторых, представительному органу. К сожалению, в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и уставах муниципальных образований больше внимания уделяется подотчетности представительному органу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: