double arrow

Муниципальные выборы

Свободные и демократические выборы в органы местного самоуправления являются высшим непосредствен­ным выражением принадлежащей народу власти. Госу­дарством гарантируются свободное волеизъявление граж­дан Российской Федерации на выборах, защита демо­кратических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Выборы — это наиболее распространенный институт в системе народовластия.

Муниципальные выборы — это выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Специалисты отмечают следующие особенности муниципальных выборов:

- при проведении муниципальных выборов используется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

- по сравнению с выборами депутатов представительных органов власти субъектов Федерации на местном уровне чаще всего используются многомандатные избирательные округа;

- низкий барьер участия избирателей в голосовании.

Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав дан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., Конституции, Уставы, а также законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, уставы муниципальных образований, акты закрепляют принципы участия в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, создания избирательных комиссий, составления списков избирателей, образова­ние избирательных округов и участков, выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, голосования и подведения итогов выборов, а также некоторые другие.

В процессе участия в муниципальных выборах граж­данами России реализуются свои избирательные права. К этим правам относятся: конституционное право граж­дан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвиже­нии кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, рабо­той избирательных комиссий, включая установление ито­гов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установлен­ном Конституцией РФ, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), за­конами субъектов РФ.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмот­ренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные вы­боры назначаются соответствующей избирательной комис­сией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведе­нии муниципальных выборов, порядок назначения, под­готовки, проведения и подведения итогов муниципаль­ных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Итоги муниципальных выборов подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию).

Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного осуще­ствляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

В соответствии с ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии ним законом субъекта Российской Федерации для про­ведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Законы субъектов РФ предусматривают более широкий круг субъектов, имеющих право инициативы отзыва.

Инициаторами возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления законы субъектов РФ признают:

1) гражданина (Хабаровский, Алтайский края, Саратовская, Оренбургская, Тюменская области);

2) группу граждан (Алтайский, Красноярский края, Нижегородская, Тюменская области);

3) группу депутатов (Нижегородская область);

4) избирательные объединения (Волгоградская, Тамбовская, Пермская, Оренбургская, Челябинская области, Красноярский край);

5) представительный орган местного самоуправления (Амурская, Тюменская области, Красноярский край).

В большинстве субъектов РФ приняты специальные за­коны, регулирующие порядок отзыва выборных лиц мест­ного самоуправления.

В зависимости от субъектов ответ­ственности, порядок отзыва которых регламентируется, за­коны субъектов Федерации можно разделить на 4 группы:

1) законы, регулирующие порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления (Чу­вашская республика, Красноярский край, Кировская, Нижегородская, Саратовская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

2) законы, регулирующие порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления (Республи­ка Хакасия, Чувашская республика, Кировская, Ниже­городская, Пермская, Тамбовская, Тюменская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

3) законы, регулирующие порядок отзыва и депутата представительного органа, и выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская области);

4) кодексы о выборах, референдуме, в которые ин­корпорированы нормы о порядке отзыва депутатов и вы­борных должностных лиц местного самоуправления (Ал­тайский край).

Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должност­ного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципаль­ного образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные реше­ния или действия (бездействие) в случае их подтвержде­ния в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена вы­борного органа местного самоуправления, выборного дол­жностного лица местного самоуправления, но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избира­тельном округе).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при вменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по данным вопросам проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации...».

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом му­ниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения (местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросам изменения границ муници­пального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приня­ло участие более половины жителей муниципального об­разования или части муниципального образования, об­ладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, пре­образование муниципального образования считается по­лученным, если за указанные изменение, преобразова­ние проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выбор­ного органа местного самоуправления, выборного долж­ностного лица местного самоуправления, итоги голосо­вания по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образова­ния и принятые решения подлежат официальному опуб­ликованию (обнародованию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: