Третий период обучения

Утро

Произношение — 2                                                                      

Развитие речи — 2                                                                проводит логопед

Грамота — 2

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно

Подготовка к письму— 1                                           

Счет — 2

Развитие речи — 1                                                                           проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2                   

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности

Лепка, рисование — 1

Развитие речи — I

Конструирование, аппликация — 1

Физкультурные занятия — 2


ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особен­ностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.

Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и группо­вых занятиях.

Последовательность работы над звуками следующая: вна­чале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по раз­витию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, пра­вильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной по­следовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.

При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использо­вать.

Система обучения детей правильному произношению и эле­ментам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовитель­ными к обучению грамоте. В течение этого времени все упраж­нения, направленные на овладение звукопроизношением, тесней­шим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляцион­ных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирова­ния этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недоста­точно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся непра­вильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отно­шению к ним задача расширяется: следует исправить непра­вильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась не­правильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистя­щие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'.

В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап диф­ференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация зву­ков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе зву­кового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.

С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при вос­полнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обуче­ния). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладе­вают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.

В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совер­шенствуются.

Материал для закрепления правильного произношения зву­ков должен одновременно способствовать расширению и уточ­нению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.

В течение третьего периода обучения выделяется специаль­ное время на развитие грамматически правильной речи.

Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недо­статки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляцион­ных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при про­изношении слов сложного слогового состава, воспитание плав­ного, правильного произношения слов различной слоговой слож­ности и словосочетаний выделяется как специальная задача

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и обще­принятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвонче­ние, то следует начинать работу одновременно над всеми ука­занными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от бд, от дг (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров р и л ин­дивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одно­временной постановки нескольких звуков, относящихся к раз­личным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности каждого ребенка — особенности строения и по­движности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно про­износимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуаль­ные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание ра­боты будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внима­ния обращать на развитие слухового внимания, анализа, грам­матически правильной связной речи.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок ко­леблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не все­гда удается быстро сформировать.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: