Повреждения мозговых клеток, вызванные стрессом

Стремясь объяснить полученные результаты, Richter делает следующие замечания: сильный стресс представляет большие требования к надпочечникам, щитовидной железе и к другим железам, чем те, которые они в состоянии удовлетворить. Образовавшиеся в результате этого недостатки кортикоидов и других гормонов в крови приводят к отчетливо выраженной гипоталамической стимуляции в период, когда организм стремится сохранить гомеостазис. Эта стимуляция истощает гипоталамичегкие клетки и приводит к образованию повреждений. Данная идея у Richter находится в соответствии со старыми наблюдениями Mann, согласно которым усталость истощает субстанцию … нервных клеток, и с наблюдениями Crill, который отметил, что тот же самый тип повреждений, обнаруживаемый у различных видов животных после истощения, связанного с чрезмерными нагрузками во время бега, плавания или борьбы, наблюдается и после интенсивного эмоционального возбуждения или же бессонницы. Однако необходимы дальнейшие исследования, прежде чем мы сможем установить с достаточной степенью достоверности, что именно чрезмерная стимуляция нервных клеток ответственна за повреждение, наблюдаемое после стресса. Ибо в нашем распоряжении нет доказательств того, что интенсивность разрядов тех или иных нервных клеток должна быть особенно большой в том случае, когда мозг приспосабливает гомеостатическую регуляцию к максимальной активности организма. Имеется много нервных цепей, которые предохраняют нейроны от слишком частых и слишком долгих разрядов. Тем не менее, необходимо учесть, что, в отличие от других нейронов, многие гипоталамические нервные клетки занимают промежуточное положение между нейронами и клетками желез и выделяют большие количества специфических гормонов, из которых фактор выделения кортикотропина, образующегося в средней возвышенности, имеет существенное значение для рассматриваемых здесь явлений. В заключение можно сказать, что тесное взаимодействие между нервной и гормональной активностью, кратко рассмотренное нами, делает чрезвычайно трудной постановку экспериментов в области стресса. Отсюда, результаты таких экспериментов должны оцениваться очень осторожно. Точное определение гомеостатической ситуации облегчило бы наши оценки. Ошибочные идеи о гомеостазисе и о так называемой адаптации часто появляются в литературе. Не существует специфических нервных афферентных путей для передачи стрессовых раздражений. Психологическое значение стимула часто более важно для реакции, чем его качество и интенсивность. Также и эфферентные пути не являются специфическими, поскольку они выполняют другие специфические функции в гомеостатической регуляции. Но так как термин "стресс" используется некоторыми для обозначения реакций организма на стрессовые стимулы (стрессоры), в то время как другие определяют стрессоры как стимулы, вызывающие стресс, то вопрос о том, позволительно или непозволительно брать деятельность одной эфферентной системы или их группы за показатель интенсивности стресса, зависит от того, как мы определяем стресс.

РЕЗЮМЕ

Дается обзор некоторых данных, относящихся к нейрофизиологическому фону преходящих или постоянных изменений поведения и метаболизма, возникающих в период эмоционального стресса. Особое внимание обращается на вопрос, в какой мере инертность или неэффективность тех гомеостатических регуляторов, которые управляются мозгом, ответственны за эти изменения. И, наконец, рассматривается влияние изменения внутренней среды организма на свойства центральной нервной системы.

 

 

Леви Л.
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСТОЧНИКИ ОШИБОК

Печатается по изданию: Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 88-108

 

Целью настоящего доклада является обзор основных типов экспериментальных установок в психофизиологических исследованиях стресса и предостережение против некоторых артефактов, возникающих при недостаточном внимании к целому ряду психологических и физиологических источников ошибок, обычно встречающихся при проведении исследований этого типа. Телесные реакции, используемые в качестве индикаторов стресса, включают большое количество физиологических функций. Так как наши интересы были сконцентрированы на выделении катехоламинов с мочой, рассматриваемом в качестве показателя стресса…, то этот обзор прежде всего будет относиться к факторам, возможно, оказывающим воздействие на стрессовые реакции надпочечников.


СТРЕССОРЫ

В своем великолепном обзоре Harris и др. (1956) выделяют различные категории исследований стресса в зависимости от того, какие психические стрессоры были использованы в них различными исследователями.
Кратковременные стрессоры подразделяются на пять категорий:
1) стрессоры неудачи (испытуемому говорят о его прошлых неудачах в решении задачи и предлагают еще раз разрешить неразрешимую проблему);
2) стрессоры отвлечения внимания (испытуемый должен решить задачу, в то время как его внимание отвлекается осмысленными или бессмысленными звуками, вспышками света, раздражением электротоком и т. д.);
3) стрессоры, вызывающие чувство страха (действительная или наигранная угроза подвергнуть испытуемого критике, уволить его, угроза физической опасности или же непредсказуемость исхода стрессовой ситуации, темнота, трудное решение и т. д.);
4) стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (испытуемые подвергаются воздействию тепла или холода или же вообще сильного стимула);
5) стрессоры темпа или скорости (от испытуемого требуется закончить работу в период, более короткий, чем нужно ему и вообще большинству людей для завершения подобной работы; испытуемый должен опознавать предмет или следить за процессом, протекающим с повышенными скоростями; информационная перегрузка).
Длительно действующие стрессовые ситуации делятся на четыре категории:
1) стрессоры сражения (испытуемые находятся в наступлении или же в обороне в течение длительного времени);
2) стрессоры опасной работы (т.е. работы подводников, летчиков, солдат, находящихся вблизи от линии фронта, но не участвующих в сражении);
3) стрессоры заключения и изоляции (т.е. нахождение в подводной лодке, самолете, тюремное заключение);
4) стрессоры длительной работы, порождающей усталость, умственную или физическую, либо же ту и другую вместе.
Большинство исследований воздействия кратковременных стрессоров осуществлялось в психологических или же физиологических лабораториях, в то время как долговременно действующие стрессоры обычно имеют место в реальной жизни. Многие из лабораторных исследований были очень хорошо задуманы с научной точки зрения, но в них отсутствовал элемент реализма, а ситуации испытания не имели реального значения для испытуемых. Ситуации же, возникающие в реальной жизни, с другой стороны, обычно имеют достаточно реалистический характер, но, к сожалению, недостаточно стандартизованы, - отсюда результаты наблюдений в таких ситуациях трудно по-настоящему оценить. Однако, как будет показано в нашем последующем докладе, спонтанно возникающие стрессоры реальной жизни также могут быть модифицированы и стандартизованы таким образом, что они будут отвечать необходимым условиям постановки эксперимента. Мы расскажем о трех исследованиях такого рода, одно из них было связано с изменениями в системе заработной платы торговых клерков, второе - сконцентрировано на изучении психологических и физиологических переменных у группы телефонных операторов в период спонтанно возникавших, но усиливавшихся в эксперименте, вариаций рабочих нагрузок, и третье состояло в усилении шумов, воздействовавших на операторов IВМ (эти шумы либо удваивались, либо же сокращались каждый день). Все эти группы испытуемых исследовались в то время, когда они производили привычную для них работу в их обычном рабочем окружении под наблюдением их собственных администраторов. В окружающей их обстановке были изменены только детали, и испытуемые были ознакомлены с этими изменениями за несколько дней до самого эксперимента. Эти детали, однако, представляются существенными для того, чтобы получить правильные результаты опыта. Число психологических и физиологических источников ошибок весьма велико.













ИСТОЧНИКИ ОШИБОК

В нижеследующем мы приведем примеры возможных источников ошибок. Данный обзор включит те психологические и физиологические факторы, которые могут оказаться существенными в психофизиологических исследованиях. Психологические факторы:
1) психологическая нормальность так называемых нормальных добровольцев;
2) отношения и мотивы;
3) защитные механизмы, приспособительное поведение; 4) контрольные условия, действующие в качестве стрессоров;
5) данные анкетных опросов и наблюдений.
Физиологические факторы:
1) положение тела;
2) дневные и сезонные изменения;
3) пища и жидкости;
4) лекарственные вещества, табак, алкоголь, напитки, содержащие кофеин;
5) почечная функция, мочевыделение;
6) накопление и выделение катехоламинов в различных клинических состояниях;
7) биохимические реакции в моче до анализа;
8) прямые и косвенные результаты воздействия стрессоров.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: