Психологические факторы

1. Нормальные добровольцы.
При многих психофизиологических исследованиях в качестве испытуемых берут так называемых нормальных добровольцев. Однако те испытуемые, которые принимают участие в исследованиях либо из-за вознаграждения, либо в силу желания быть обследованными, как правило, с психологической точки зрения, образуют статистическую выборку, дающую систематическую ошибку в силу своей психологической настроенности … Эти психологические факторы, в свою очередь, могут воздействовать на физиологические корреляты эмоциональных реакций испытуемого на стрессовую ситуацию.
2. Отношения и мотивация.
Столь же большое значение имеют мотивация испытуемого и отношение к лабораторному окружению и к экспериментаторам…. Экспериментальная группа часто включает пациентов. Однако по вполне очевидным причинам испытуемые этого сорта очень сильно зависят от медицинского персонала, которому они стремятся угодить. Выражение агрессивных эмоций у пациента по отношению к исследователю-медику, особенно если он будет его лечащим врачом…, может быть связано с большими трудностями, в то время как психологи могут более легко подвергнуться нападению больного.
В случае если испытуемые являются больными, госпитализированными в данном учреждении, они могут быть очень хорошо знакомы как со средой, в которой производится исследование, так и с исследователем. Они могут даже наделять обстановку эксперимента терапевтическим значением, что может лишить ее элементов угрозы, предполагаемых исследователями ….
Контрольная группа в психофизиологических исследованиях может включать испытуемых самых различных категорий - экспериментаторов, оплачиваемых и неоплачиваемых студентов и аспирантов, персонал лечебниц, военнослужащих и других … Очевидно, что знакомство с лабораторным окружением и обстановкой эксперимента, равно как и то или иное отношение к ним, может изменяться весьма сильно, в зависимости от той категории испытуемых, которую вы выберете. Все эти факторы играют большую роль при измерении уровня эмоционального стресса, порождаемого экспериментом…
Кто-то сказал, что имеется одно идеальное лабораторное животное для психофизиологических исследований. Это животное - студент-медик. По-видимому, студента-психолога следует рассматривать таким же образом. Эти две категории испытуемых часто включают в контрольную группу, состоящую из нормальных испытуемых. Но все эти испытуемые, как правило, хорошо знакомы с обстановкой эксперимента и с исследователем. Большинство контрольных групп, составленных из испытуемых других категорий, не имеет этого знакомства. Как было указано нами…, различные категории испытуемых могут верить и не верить экспериментатору. На эти чувства может влиять и отношение экспериментаторов. Большинство из нас обычно испытывает некоторое сочувствие к испытуемому, когда мы преднамеренно создаем у него эмоциональный стресс. С экспериментом может быть связан некоторый возможный риск. В этих случаях экспериментатор будет предрасположен к нему, чтобы тщательно следить за экспериментом и за тем, что может случиться. А что произойдет во взаимоотношениях экспериментатора к испытуемому если экспериментатор - или испытуемый - является чувствительной, миловидной девушкой? Или же мужчиной с тупым выражением лица? В этом плане можно только строить догадки. Мы должны ясно понимать, что факторы, аналогичные перечисленным, могут влиять не только на отношения, поведение и ответы, даваемые в анкетах и интервью, но также и на физиологические переменные, которые подлежат измерению у наших испытуемых. Психофизиологические исследования обычно зависят от готовности испытуемых участвовать в них, подвергаться контролю, наблюдению и т. д. Однако имеется много различных видов этой готовности, несколько примеров которой мы приведем ниже. Испытуемый может, например:
1) согласиться принять участие в эксперименте на некоторое время;
2) согласиться принимать участие в эксперименте столько времени, сколько он может;
3) предположить, что он особенно пригоден для того, чтобы "выполнить это";
4) с большим интересом включиться в эту новую для него область, согласиться на участие в эксперименте для того, чтобы сделать приятное некоторым конкретным лицам, которые просили его об этом.
Принимая тот или иной тип участия в эксперименте, испытуемый или группа испытуемых как бы говорят себе: Я хочу сделать это, потому... (и здесь можно вставить любое количество мотивов), или:
Я не хочу этого делать, но я буду, потому что это необходимо, Я не хочу этого делать, но я буду, потому что я должен. Я не хочу этого делать, но я буду, потому что они хотят, чтобы я сделал это.
Я не хочу этого делать, но я буду для того, чтобы посмотреть: (а) удасться ли мне это, (б) смогу ли сделать это.
3. Защитные механизмы, приспособительные реакции.
Защитные механизмы, действующие против стимулов, которые, по мысли экспериментатора, должны порождать стрессовые ситуации, представляют собой еще одну проблему. Эти механизмы оказывают влияние как на психологические, так и на физиологические реакции … Мы уже упоминали о тенденции усматривать в процедуре эксперимента терапевтическое значение. К этому может присоединиться отрицание перцептивного материала или же искажение реальности. Испытуемый может также интеллектуализировать свое представление о ситуации, порождающей стресс, и об его реакциях на нее. Даже в том случае, если в ситуации и может заключаться некоторая действительная угроза, испытуемый может отрицать, что он преднамеренно был подвергнут опасности. Фактически же многие испытуемые могут быстро понять, что с ними производят эксперимент, что они находятся в безопасности и что от них ожидают, чтобы они действовали, как если бы они были "испуганными", - феномен, названный интеллектуальной защитой…
Кроме того, если вся группа подвергается проверке в одно и то же время, то в защитных реакциях индивидуума могут быть использованы групповые взаимоотношения. Этот список защитных механизмов можно было бы значительно продолжить.
4. Контрольные условия, действующие в качестве стрессоров.
Проблема, принадлежащая одновременно как психологии, так и физиологии, - это проблема так называемых контрольных периодов. Считается, что эти периоды должны характеризоваться релаксацией, отсутствием тревоги и беспокойства. Тем не менее, испытуемые в эти периоды часто подвергаются воздействию целого ряда стимулов. В некоторых исследованиях игла или катетры вводятся в вены или артерии непосредственно перед контрольными периодами. Было доказано…, что процедуры такого рода могут привести к увеличению содержания свободных жирных кислот в организме в течение первых 30 мин после установки. Повторяющиеся уколы в вену, как было показано, активируют надпочечную железу… В одних случаях может иметь место привыкание к стимулам такого рода, в других случаях многократное повторение их воздействия может увеличить напряженность. Все это зависит от того, как воспринимается стимуляция. Было показано, что кардиоваскулярные реакции имеют место и при совершенно тривиальных медицинских процедурах, таких, как измерение кровяного давления аппаратом Рива - Роччи…, взятие крови из пальца…, при прослушивании различных музыкальных произведений…, или даже при простых вопросах испытуемому относительно его имени, положения и т. д. Далее, часто считается само собой разумеющимся, что только неприятные эмоциональные стимулы могут действовать в качестве стрессоров. Однако и эмоциональные состояния, связанные с положительными эмоциями, тоже сопровождаются значительными психофизиологическими реакциями… Таким образом, процедуры, предшествующие эксперименту, могут вызывать эквивалентные или даже более сильные эмоциональные и эндокринные реакции, чем это делают так называемые стрессоры в период самого эксперимента.
Одни испытуемые приходят на эксперимент после ссоры с мужем или женой, другие беспокоятся о своих детях или о посторонних факторах, неизвестных экспериментатору. Некоторые люди участвуют в эксперименте после бессонной ночи, что, как было показано, ведет к увеличению выделения адреналина… Другие подвергаются экспериментам в лаборатории после работы, что может привести к увеличению средних величин содержания 17-гидроксикортикостероидов, 17-кетостерои-дов и мукопротеинов в моче по сравнению с днями отдыха… Аналогичным образом, значение обычных событий в окружающей среде было показано Мазоп (1955), который обнаружил 30% снижения содержания 17-гидроксикортикостероидов у обезьян в дни, когда в лаборатории не производились работы.
Аналогичным образом, характеристика социального окружения и степень его воздействия на испытуемого может влиять на психофизиологические реакции. Во время госпитализации величины выделения гормонов, как правило, являются наиболее высокими в первые дни, затем они имеют тенденции снижаться … Крысы обнаруживают более высокое выделение катехоламинов во время первых дней пребывания в новой клетке… Даже во время сна условия не являются основными в подлинном смысле слова, так как многие испытуемые видят много снов, а сны, как было показано, воздействуют на частоту пульса и кровяное давление… Многие из этих источников ошибок можно контролировать или, -по крайней мере, учесть. Экспериментальную и контрольную группу следует отбирать с большой тщательностью. Необходимо уделять внимание любым различиям между группами, которые могут существенно повлиять на физиологические или психологические параметры, интересующие нас, а не только на ту основную переменную, которая подвергается исследованию… Отношения, мотивы, интеллектуальные факторы, предположения о терапевтическом характере экспериментальной ситуации, защитные механизмы и посторонние влияния должны быть исследованы, стандартизованы или, по крайней мере, зарегистрированы.
Дни, предшествующие эксперименту, должны быть использованы для того, чтобы сделать обстановку эксперимента привычной для испытуемых.
5. Данные анкет и наблюдений.
При квантификации и описании психологических данных необходимо иметь в виду ограниченность анкетного метода…. Когда лица с высокими показателями в тестах на плохую адаптируемость или склонность к тревожным состояниям вновь подверглись тесту, то их показатели плохой приспособляемости и тревожности были ниже. Как писалось во вводной статье к этим данным, "простое повторение теста, только оно, и расстройство... будет уменьшаться!"
С еще большими трудностями связано правильное определение интенсивности и конкретного характера или типа эмоции при простом наблюдении испытуемого в экспериментальной ситуации….


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: