Рассеянность внимания или неправильная установка ума перед чтением

В этом случае главную роль всегда играют правильный настрой и окружающая нас обстановка. (См. также раздел «Правильный настрой к изучению священных писаний – залог стойкости и крепкого разума в духовной практике»). То есть, окружающая атмосфера во время чтения, должна быть крайне благоприятной и способствовать полной концентрации внимания. Особенно неблагоприятно присутствие постороннего звука и разговаривающих рядом людей. (О могуществе звука рассказано в разделе «Фен-шуй, аюр-веда и «Бхагавад-гита»…. Там же рассказано и о том, как в максимальной степени создать эту благоприятную обстановку). Здесь, можно лишь добавить то, что всякий раз, когда вы ловите себя на «витании в облаках», просто твердо скажите себе внутренним голосом: «Внимание, я читаю священные писания, которые неотличны от Самого Господа», либо «Сейчас я общаюсь с Самим Господом и нет ничего в этом мире важнее этого!» и тому подобные фразы. Очень важно произнести их осознанно и с полной решимостью.

 Чтобы максимально избежать механического чтения и легче концентрироваться на сути написанного, можно периодически брать из текста какую-нибудь фразу (предложение) и обдумывать ее про себя, применяя несколько вариантов той же самой мысли другими словами. При этом желательно, если ни одно из слов исходного предложения не будет употребляться повторно (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно учитывать, чтобы не искажался сам смысл предложения, т.е. чтобы сохранялась его главная суть. Это прекрасное упражнение, для того, чтобы не просто сохранять внимание, но и запоминать все то, о чем мы читаем. К тому же, оно эффективно для искоренения привычки «читать для галочки» и для способности проповедовать другим. Особенно действенным против невнимательного чтения, считается способ «выписывания» или подчеркивания наиболее интересных и важных философских моментов. Письмо Шрилы Прабхупады делает этот факт еще более актуальным: «Каждый из вас должен очень скрупулезно изучать все книги, так чтобы при необходимости уметь рассказывать содержание своими словами… Если ты будешь регулярно писать, то прочитанное тобой будет становиться осознанным. Как можно больше читай, повторяй святые имена и проповедуй». (Письмо Хридаянанде дасу Госвами, 6 января1972 г.)

 

Отсутствие ясной цели или чтение «для галочки».

Цель изучения – это, прежде всего получение максимального вдохновения на нашу способность помнить и не забывать о важности памятования и служения Господу. Если мы будем читать в умонастроении, «просто провести время» или «поставить галочку» отметившись перед самим собой - такое чтение не принесет должного эффекта, и, скорее всего, просто забудется в самый короткий срок. Самое главное правило в изучении священных писаний – это читать осознанно, с пониманием того, для чего и зачем я это делаю. Этот процесс (как и все остальные виды преданного служения) ни в коем случае не должен быть механическим и в него нужно полностью вовлекать все свое сердце, образное мышление, и ясное видение конечной цели. В противном случае, то, что можно бы было сделать и получить за полчаса (при внимательном и правильном изучении), при рассеянном состоянии сознания можно не получить и за три часа той же самой проделанной работы. Поэтому на первое место всегда ставится цель изучения, которую нам нужно ясно видеть и осознавать, извлекая главную суть прочитанного при минимальной затрате времени и сил. Выражаясь более понятным языком, наше чтение не должно носить тенденцию читать только ради количества (т.е. объема информации), постоянно прельщаясь соблазном читать в ущерб его качеству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: