Цель и задача не противоречат друг другу. Задача выступает как часть цели, а часть не может противоречить целому, не разрушая саму систему.
Относительность цели и задачи говорит о том, что один и тот же тезис в зависимости от уровня его рассмотрения может выступать как в роли цели, так и в роли задачи. Например, цель обучения – передача социального опыта. Задачи обучения, исходя из компонентов социального опыта:
1) передача и усвоение знаний;
2) формирование умений и навыков;
3) формирование опыта творческой деятельности;
4) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.
Таким образом, происходит разветвление каждой цели, в результате чего выстраивается так называемое дерево целей педагогического процесса.
Определение цели педагогического процесса представляет собой ключевое звено педагогического целеполагания, которое состоит из двух процессов – целеформулирования и целереализации, как единства теоретической и практической сторон педагогического процесса. Вторая часть этого единства – целереализация – является специфической для педагогического процесса и существенной при разделении целей философских и педагогических. В философии целеполагание ограничивается целеформулированием, а в педагогике оно обязательно требует и целереализации.
|
|
Цель педагогического процесса заключается в формировании личности, готовой к самореализации в основных сферах жизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг), в изменяющихся социально-экономических условиях, на основе заботы о здоровье (физическом и психическом), нравственности и развитии способностей ребенка
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1. Дать каждому школьнику уровень образованности, соответствующий ступени обучения.
2. Обеспечить индивидуальное развитие, стимулировать творческую активность, получение опыта личных достижений, наиболее полную самореализацию в различных видах деятельности.
3. Сформировать систему нравственных ценностей, направленных на достижение личного благополучия в тесной взаимосвязи с благополучием других и общества в целом.
4. Обеспечить всемерную заботу о здоровье ребенка, его социальную защищенность
Постановка целей и задач указанным выше образом учитывает именно интересы ребенка, что и повлекло за собой выбор данного варианта целеполагания.
Педагогический процесс можно рассматривать как учебно-воспитательный. Тогда имеет смысл в дополнение к сказанному выше определить цели и задачи обучения и воспитания.
Цели и задачи обучения:
1. Передача и усвоение социального опыта;
|
|
1.1. передача и усвоение знаний;
1.2. формирование умений и навыков;
1.3. формирование опыта творческой деятельности;
1.4. формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.
Формирование механизмов
2.1. учения;
2.2. познания мира и себя в мире;
2.3. общения;
2.4. творчества (выхода за пределы известного).
Формирование мировоззрения
3.1. усвоение совокупности знаний о мире
3.2. формирование отношения к этим знаниям
Цели и задачи воспитания:
1. Формирование личности;
1.1. формирование совокупности отношений
1.1.1. к себе;
1.1.2. к людям;
1.1.3. к деятельности;
1.1.4. к ценностям;
1.1.5. к природе
1.1.6. и пр.
1.2.формирование личностных качеств
2. Социализация личности;
2.1. самореализация в основных сферах жизнедеятельности
2.1.1. в семье;
2.1.2. на работе;
2.1.3. в досуговой деятельности;
2.1.4. в обществе
2.2. формирование социальных ролей;
2.3. создание социальных связей;
2.4. создание условий для социальных контактов.
Удовлетворение личностных потребностей ребенка
3.1. интеллектуальных;
3.2. нравственных;
3.3. эстетических;
3.4. физических;
3.5. трудовых;
3.6. и пр.
Восполнение выявленных недостатков
Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе