Задача – это более частная цель или цель в обозначенных условиях

Цель и задача не противоречат друг другу. Задача выступает как часть цели, а часть не может противоречить целому, не разрушая саму систему.

Относительность цели и задачи говорит о том, что один и тот же тезис в зависимости от уровня его рассмотрения может выступать как в роли цели, так и в роли задачи. Например, цель обучения – передача социального опыта. Задачи обучения, исходя из компонентов социального опыта:

1) передача и усвоение знаний;

2) формирование умений и навыков;

3) формирование опыта творческой деятельности;

4) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.

Таким образом, происходит разветвление каждой цели, в результате чего выстраивается так называемое дерево целей педагогического процесса.

Определение цели педагогического процесса представляет собой ключевое звено педагогического целеполагания, которое состоит из двух процессов – целеформулирования и целереализации, как единства теоретической и практической сторон педагогического процесса. Вторая часть этого единства – целереализация – является специфической для педагогического процесса и существенной при разделении целей философских и педагогических. В философии целеполагание ограничивается целеформулированием, а в педагогике оно обязательно требует и целереализации.

 

Цель педагогического процесса заключается в формировании личности, готовой к самореализации в основных сферах жизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг), в изменяющихся социально-экономических условиях, на основе заботы о здоровье (физическом и психическом), нравственности и развитии способностей ребенка

 

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

1. Дать каждому школьнику уровень образованности, соответствующий ступени обучения.

2. Обеспечить индивидуальное развитие, стимулировать творческую активность, получение опыта личных достижений, наиболее полную самореализацию в различных видах деятельности.

3. Сформировать систему нравственных ценностей, направленных на достижение личного благополучия в тесной взаимосвязи с благополучием других и общества в целом.

4. Обеспечить всемерную заботу о здоровье ребенка, его социальную защищенность

Постановка целей и задач указанным выше образом учитывает именно интересы ребенка, что и повлекло за собой выбор данного варианта целеполагания.

Педагогический процесс можно рассматривать как учебно-воспитательный. Тогда имеет смысл в дополнение к сказанному выше определить цели и задачи обучения и воспитания.

Цели и задачи обучения:

1. Передача и усвоение социального опыта;

1.1. передача и усвоение знаний;       

1.2. формирование умений и навыков;

1.3. формирование опыта творческой деятельности;

1.4. формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.

Формирование механизмов

2.1. учения;

2.2. познания мира и себя в мире;

2.3. общения;

2.4. творчества (выхода за пределы известного).

Формирование мировоззрения

3.1. усвоение совокупности знаний о мире

3.2. формирование отношения к этим знаниям

Цели и задачи воспитания:

1. Формирование личности;

1.1. формирование совокупности отношений

1.1.1. к себе;

1.1.2. к людям;

1.1.3. к деятельности;

1.1.4. к ценностям;

1.1.5. к природе

1.1.6. и пр.

1.2.формирование личностных качеств

2. Социализация личности;

2.1. самореализация в основных сферах жизнедеятельности

2.1.1. в семье;

2.1.2. на работе;

2.1.3. в досуговой деятельности;

2.1.4. в обществе

2.2.  формирование социальных ролей;

2.3.  создание социальных связей;

2.4. создание условий для социальных контактов.

Удовлетворение личностных потребностей ребенка

3.1. интеллектуальных;

3.2. нравственных;

3.3. эстетических;

3.4.  физических;

3.5. трудовых;

3.6. и пр.

Восполнение выявленных недостатков

Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: