Дидактика какпедагогическая теория обучения

         Исторически сложилось так, что наряду с термином " педагогика " долгое время в том же значении использовался термин "дидактика". В научный обиход его впервые ввел немецкий педагог В. Ратке (1571 – 1635), назвав курс своих лекций "Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия". В этом же значении пользовался данным понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 году знаменитый труд "Великая дидактика".

    Всеобщее искусство всех учить всему.

Чаще всего дидактику определяют как теорию образования и обучения, а обучение как путь образования. В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие.

        

Дидактика является частью педагогической теории, изучающей обучение на наиболее общем, теоретическом уровне.

 

    Обучение в дидактике выступает объектом изучения и объектом конструирования. В соответствии с этим дидактика, получая новые знания о педагогических явлениях, их сущности и закономерностях, выполняет научно-теоретическую функцию, а переходя от изучения дидактического явления к конструированию нового или усовершенствованию и преобразованию уже известного, - конструктивно-техническую.

    Объектом дидактики является процесс обучения как передача социального опыта от одного поколения к другому. Дидактика как педагогическая теория обучения должна ответить на вопрос чему учить, что передавать от поколения к поколению (содержательная сторона обучения), и как это делать (процессуальная).

Если же рассмотреть отношения, реализующиеся в обучении, с педагогической точки зрения (с позиции целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта), то главным и специфическим окажется отношение между преподаванием (передачей социального опыта) и учением (его усвоением).

Учебный материал при этом выступает как основное средство взаимодействия учителя и ученика, преподавания и учения.

Поэтому предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся).

    Характерной чертой современной дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Обучаясь, ученик не только усваивает знания и умения, но и формирует собственное отношение к ним, к учебному процессу, к совместной познавательной и коммуникативной деятельности, к изучаемому предмету, к школе, к учителю и т.д., то есть, воспитывается.

    Дидактика, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат, состоящий из основных понятий науки. Она оперирует

· специфическими понятиями, присущими вначале ей, а затем уже другим дисциплинам: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, метод обучения, учитель, ученик, урок и т.д.;

· философскими категориями: сущность, явление, противоречие, движущая сила, причина, следствие и т.д.;

· общепедагогическими: педагогика, воспитание, педагогический процесс, педагогическая действительностьи пр.;

· понятиями, заимствованными у смежных наук: мышление, развитие, усвоение, запоминание и пр., пришедшими в дидактику из психологии, система, обратная связь, алгоритм – из кибернетики и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: