Об иконе Божьей Матери

Ты, не оставила, нас грешных,

В юдоле скорбной, сей, земной,

Больных, заблудших, безутешных,

Всех покрываешь, нас, мольбой.

Мы все, Тебе, не безразличны,

С любою, примешь нас, бедой,

Хоть нам, грехи наши, привычны,

Всем открываешь, мир иной.

Душой и телом исцеляешь,

За нас роняя, слёз дожди,

И к новой жизни вдохновляешь,

Своею силою любви.

 

Надежда

Всех скорбящих, Ты, милая Мати,

Отодвинешь, любую беду,

И к Тебе, не престанем, взывать мы,

Скоро слышишь, Ты, нашу мольбу.

 У Любви, нет преград и законов,

И всесильная, милость Твоя,

Изливается, множеством тонов,

Где б, какая, душа, ни жила.

Тихо входишь, в скорбящие душы,

Утешает, всех близость, Твоя,

 И спасаешь, кто в сердце, зовущи,

Положился, весь лишь, на Тебя.

 Всех скорбящих, Ты, тихая Мати,

Всех вмещает, лишь сердце Твоё,

И Любовью, мы щедро, объяты, оживляем, здесь, сердце Своё!

Учитель:

-Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.

 

Учитель:

Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.

Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 12)

 

Праздничные иконы

Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.

 

Образы святых

Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

 

Работа с учебником.

Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся. 

Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)

Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)

Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)

Учитель:

-Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.

Учитель:

- Как называли человека, который писал иконы?

- Где вы можете встретить иконы?

- С какой же целью пишется икона?

-Закончить сегодняшнее занятие я хочу вот такими строками. (последний слайд)

Домашнее задание (дифференцированное)

· Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».

· Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».

 

  Литература.

1. Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.

2. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.

3. Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8.

4. Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Отгадайте кроссворд

1.Священная книга христиан.

2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.

3.Как называется обращение к Богу?

4.Книги, написанные апостолами.

5.Место в храме, куда нет общего доступа.

1
2
3
2
4
5

 

 


Отгадайте кроссворд

1.Священная книга христиан.

2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.

3.Как называется обращение к Богу?

4.Книги, написанные апостолами.

5.Место в храме, куда нет общего доступа.

1
2
3
2
4
5

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: