Ты, не оставила, нас грешных,
В юдоле скорбной, сей, земной,
Больных, заблудших, безутешных,
Всех покрываешь, нас, мольбой.
Мы все, Тебе, не безразличны,
С любою, примешь нас, бедой,
Хоть нам, грехи наши, привычны,
Всем открываешь, мир иной.
Душой и телом исцеляешь,
За нас роняя, слёз дожди,
И к новой жизни вдохновляешь,
Своею силою любви.
Надежда
Всех скорбящих, Ты, милая Мати,
Отодвинешь, любую беду,
И к Тебе, не престанем, взывать мы,
Скоро слышишь, Ты, нашу мольбу.
У Любви, нет преград и законов,
И всесильная, милость Твоя,
Изливается, множеством тонов,
Где б, какая, душа, ни жила.
Тихо входишь, в скорбящие душы,
Утешает, всех близость, Твоя,
И спасаешь, кто в сердце, зовущи,
Положился, весь лишь, на Тебя.
Всех скорбящих, Ты, тихая Мати,
Всех вмещает, лишь сердце Твоё,
И Любовью, мы щедро, объяты, оживляем, здесь, сердце Своё!
Учитель:
-Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
Учитель:
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 12)
Праздничные иконы
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.
Образы святых
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
Работа с учебником.
Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)
Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)
Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)
Учитель:
-Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.
В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.
Учитель:
- Как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?
-Закончить сегодняшнее занятие я хочу вот такими строками. (последний слайд)
Домашнее задание (дифференцированное)
· Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».
· Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
Литература.
1. Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.
2. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.
3. Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8.
4. Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Отгадайте кроссворд
1.Священная книга христиан.
2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.
3.Как называется обращение к Богу?
4.Книги, написанные апостолами.
5.Место в храме, куда нет общего доступа.
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
Отгадайте кроссворд
1.Священная книга христиан.
2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.
3.Как называется обращение к Богу?
4.Книги, написанные апостолами.
5.Место в храме, куда нет общего доступа.
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |