Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных.
Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за буквальным смыслом искать иносказание.
Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.
8. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».
Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.
Чтение 1стихотворения по строфам:1 строфа:
Река – Дон.
В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.
Желтый цвет связан с застойностью, косностью.
Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.
.2 строфа:
Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя
3 строфа:
В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.
Мгла – наваждение враждебного мира.
Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.
Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.
4 строфа:
Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.
5 строфа:
Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.
Степная кобылица – татарская.
6 строфа:
Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.
Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.
7 строфа:
Сердце, плачь – очищение в слезах.
Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь борьбе.
8.Беседа по прочитанному тексту:
- Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).
- Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)
- Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)
- Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)
- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)
- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).
Итог урока.
- Почему Блок обращается к истории прошлого?
- О чем идет повествование в цикле?
10. Домашнее задание:
В хрестоматии - стр. 112-122. Читать.
Ответить на вопросы 5,7.