Комментарий учителя о специфике цикла в целом

Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных.

Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за буквальным смыслом искать иносказание.

Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.

8. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение  1стихотворения по строфам:1 строфа:

Река – Дон.

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

.2 строфа:

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа:

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа:

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа:

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа:

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

7 строфа:

Сердце, плачь – очищение в слезах.

Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь борьбе.

8.Беседа по прочитанному тексту:

- Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).

- Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

- Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

- Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

Итог урока.

- Почему Блок обращается к истории прошлого?

- О чем идет повествование в цикле?

10. Домашнее задание:

В хрестоматии - стр. 112-122. Читать.

Ответить на вопросы 5,7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: