Дидактические игры и упражнения

КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (детям 3-4 года)

ГЕРАНЬ, КАКТУС

Приблизительный пассивный и активный словарь: кактус, герань, растение, веточки, корень, стебель, листья, иголки, горшок, лей­ка, ухаживать, поливать, рыхлить, срезать, красивый, засохший, комнатный, душистый, колючий.

Занятие 1

Тема «Герань»

Цель: знакомство с характерными признаками комнатного рас­тения на примере герани; развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением.

Оборудование: цветок герани в горшке; раздаточный материал, содержащий части герани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог подходит к окну и задает вопрос. Что стоит на подоконнике? (Цветы.)

2. Рассматривание герани.

Это герань. Герань растет только в помещении. Ее специ­ально выращивают люди, чтобы украсить свои дома. На улице герань не растет. Там для нее слишком холодно. Герань лю­бит солнце. Дома ее всегда ставят на подоконник, где сол­нечные лучи бывают часто.

Затем педагог показывает строение герани (корень, стебель, ли­стья, цветы), рассказывает, что герань цветет мелкими цветочками разного цвета, бывают цветочки розового, белого, красного цвета. Отмечает, что если листик герани потереть в руке, можно почув­ствовать приятный запах. Демонстрирует это детям.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части герани. При этом показ сопровождается вопросами педагога.

Что ты показал? (Я показал листья.) Какого цвета лис­тья ты показал? (Я показал зеленые листья.) Какой формы листья ты показал? (Я показал круглые листья.)

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части цветка герани в горшке. Они должны из отдельных час­тей сложить целый цветок. У каждого ребенка цветок герани своего цвета.

Что у вас получилось? (Цветок.) Как называется цве­ток? (Герань.) Где у герани стебель? Где у герани корень? (В горшке.) Где у герани веточки? Где у герани цветочки? Какого цвета у тебя цветочки, Маша? Сколько цветочков у герани? (Много.)

В заключение педагог объясняет, что все цветы, которые растут в помещении, называются комнатными.

4. Итог.

Какой цветок мы сегодня рассматривали?

 

Занятие 2

Тема «Кактус»

Цель: уточнение характерных признаков комнатных растений, обучение сравнению двух цветков с выделением общих и отличи­тельных признаков, составление предложений по образцу.

Оборудование: цветок кактуса в горшке, фотографии цветущих кактусов, картинки с изображением кактуса и герани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Как называются цветы, которые растут в комнате?

2. Рассматривание кактуса.

Педагог показывает детям кактус и рассказывает о нем.

Кактусы отличаются от других комнатных цветов по внеш­нему виду. Вместо листьев у кактуса колючие иголки — ко­лючки. Кактусы нельзя трогать руками, можно больно уко­лоться. Стебель у кактуса очень толстый. В стебле кактус на­капливает воду. Его можно редко поливать. Цветут кактусы очень редко. Цветок у кактуса крупный, он располагается на самой верхушке.

Показывает детям фотографии цветущих кактусов.

3. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Кактус».

Колючий кактус словно еж, Его руками не возьмешь, Но с виду добродушный, Доверчивый, послушный. Почти не поливайте, Но землю разрыхляйте. Цветет же кактус редко, Но колет очень метко. По содержанию стихотворения педагог задает вопросы.

4. Сравнение кактуса и герани. Детям показываются картинки с изображением кактуса и гера­ни. Проводится сравнение цветов с помощью вопросов.

У кактуса есть стебель, и у герани есть... (стебель). У гера­ни стебель тонкий, а у кактуса... (толстый). У герани есть листья, а у кактуса... (колючки).

И так далее.

5. Итог.

Назовите два комнатных цветка. Посмотрите, какие ком­натные цветы растут у вас дома? Спросите их названия.

 

Занятие 3

Тема «Уход за комнатными растениями»

Цель: формирование элементарных представлений об уходе за комнатными растениями, использование глагольной лексики в на­стоящем времени.

Оборудование: сюжетная картина «Комнатные растения», лейка, палочка для рыхления почвы, влажная тряпочка, цветок герани.

1. Оргмомент.

Какие комнатные цветы растут у вас дома? Кто ухажи­вает за ними?

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Педагог показывает цветок герани, рядом ставит лейку, кладет палочку для рыхления почвы и влажную тряпочку. Затем объясня­ет, что за цветком надо ухаживать.

Кто видел дома, как мама ухаживает за цветами? Зачем нужна лейка? (Поливать цветок.) Что наливают в лейку? (Воду.) Чем можно рыхлить землю в горшке? (Палочкой.) Как вы думаете, зачем нужна тряпочка? (Протирать листики.)

3. Рассматривание сюжетной картины «Комнатные растения».

Детям показывается картина с изображением детей, ухаживаю­щих за комнатными растениями. Последовательно внимание детей обращается на каждого персонажа и его действия.

4. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картинке).

Девочка цветок... (поливает). Мальчик землю... (рыхлит). Девочка листья... (вытирает).

5. Итог.

О каких цветах мы говорили? Я надеюсь, что вы дома и в детском саду будете помогать взрослым ухаживать за ком­натными цветами.

 

 

Дети (68 лет) должны:

- уметь использовать в своей речи названия комнатных расте­ний;

- показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

- различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

- отличать части растения (корень, стебель...);

- знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;

- знать о том, как надо за ними ухаживать;

- иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями...).

Расширение словарного запаса детей:

названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепес­ток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, по­доконник;

признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, па­хучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющий­ся, опущенный, колючий;

действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускать­ся, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, рас­ти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

· Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Фиалка — фиалочка,

герань — геранька,

кактус — кактусик,

корешок — корешочек,

стебель — стебелек,

лист — листок (листик),

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — землица,

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Фиалка — фиалки — фиалок,

фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»

Фиалка — две фиалки — пять фиалок.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

· Лексический строй речи

Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (опи­сывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хруп­ких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухажи­вать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение раз­множается черенкованием.

МИНУТКА ОТДЫХА

Огонек

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Е Благинина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: