План
1. Объект изучения экономической социологии.
2. Социальный механизм развития экономики.
3. Социально-экономическая активность.
1. Объект изучения экономической социологии
Объектом изучения является взаимодействие экономических и социальных процессов, причины и механизмы их взаимосвязи.
Основные категории экономической социологии: делятся на заимствованные из других общественных наук и специфические, присущие данной науке. К числу заимствованных относятся: производство, собственность, социальный статус, социальная группа, социальная структура, социальная мобильность, поведение, взаимодействие, отношение к труду, содержание труда и др.
К основным специфическим категориям относятся:
· экономическая сфера, или экономическая подсистема общества;
· социальная сфера;
· социально-экономическая активность (деятельность, взаимодействие, поведение).
Социальный механизм развития экономики
Взаимосвязь экономической и социальной сфер находит свое отражение в протекании всех социально-экономических процессов. Каждый социальный процесс регулируется определенным социальным механизмом.
|
|
Социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп в экономической сфере. Сочетает в себе элементы как экономической так и социальной сфер.
Экономическая сфера представлена совокупностью отношений в сфере производства, экономическим положением социальных групп и результатами их экономической деятельности.
Социальная сфера представлена: социальной структурой, в которой различные группы занимают определенные места; активностью этих групп; социокультурными факторами, реглирующими активность; результатами социально-экономической активности.
Социальный механизм развития экономики отражает характер активности социальных субъектов, который ускоряет или тормозит ее развитие. Следовательно, способом функционирования социального механизма развития экономики является активность субъектов, связывающая экономическую и социальную сферы общества.
Социально-экономическая активность
Проявляется в трех формах: деятельности, поведении, взаимодействии.
Деятельность и поведение отличаются степенью их регламентации, наличием правовых, политических, административных, технологических норм, выступающих в качестве их регуляторов. Деятельность более формализована. Поведение же возникает из устремлений и интересов самого индивида, выражается в его действиях и поступках.
Типы социально-экономического поведения:
· демографическое;
|
|
· образовательно-квалификационное;
· профессионально-трудовое;
· управленческое;
· миграционное (мобильности);
· в сфере распределения доходов;
· потребительское.
Литература
1. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. – Гл. 1, 2, 3.
2. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2000.
3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск: Филинъ, Белорусская наука, 2000. – Разд. 2, Гл. 1. 2.
4. Токарская Н.М., Озерникова Т.Г. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995.
Контрольные вопросы
1. Раскройте экономическую социологию как специфическую разновидность социологического знания.
2. Раскройте предмет и основные категории экономической социологии.
3. Раскройте сущность взаимодействия социальных субъектов по поводу экономических отношений.
4. Чего удалось и чего не удалось достичь на первом этапе рыночных реформ?
Тема 13. Социология труда
План
1. История формирования и развития социологии труда в России.
2. Труд как социально-экономический процесс. Актуальные проблемы труда и занятости.
3. Современный трудовой коллектив и проблемы его функционирования.
1. История формирования и развития социологии труда в России
В современных условиях перед социальными науками встала задача осмысления сущности проводимых преобразований. Социология труда в ряду этих наук занимает особое место, так как призвана оценивать происходящие изменения в сфере труда, которая под воздействием рыночных реформ приобретает совершенно иной облик и характеризуется качественно новыми направлениями развития. В этой связи назрела необходимость пересмотра многих положений социологии труда. По существу, идет речь о создании новой российской социологии труда, вобравшей в себя как многолетний зарубежный опыт исследования социально-трудовой сферы, так и результаты изучения современных тенденций российской действительности. Отсюда необходимость исторического осмысления формирования и развития социологии труда в России.
Необходимо выделить исторические рамки социологии труда: досоветский период, в рамках которого особое место занимает учение Берви-Флеровского («Положение рабочего класса в России», 1869 г.), а также русских экономистов-статистиков: А.А. Кауфмана, А.А. Чупрова. Ю.Э.Янсона.
Развитие социологии труда в 80-90-е годы XIX века. Важнейшими направлениями становятся сравнительные исследования положения рабочего класса России и других развитых стран (К.А. Пажитнов), теория классов и социальных групп (А.А. Богданов, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, П.М. Сорокин, К.М. Тахтарев).
Менее известные социологические теории (начало ХХ века) - нетрадиционная концепция С.Н. Булгакова, изложенная в работе «Философия хозяйства» (1912 г.).
Социология труда в 20-30-е годы характеризуется двумя направлениями: разработка общетеоретических вопросов социализма и практические работы в области организации труда. Центральный институт труда (ЦИТ) создается в 1921 году - директор его А.К. Гастев. А.К. Гастев был продолжателем Ф.У. Тейлора в советской России. Он считал: прежде чем говорить о гуманизации труда, нужно обеспечить элементарный порядок на производстве, сделать, если не научную, то хотя бы нормальную организацию. Другими представителями в области организации трудовых процессов являлись П.М. Керженцев, И.М. Бурдянский, М.П. Рудаков.
С середины 30-х до начала 60-х годов XX века. Социология труда не существовала в бывшем СССР как отрасль научного знания. Нарушилась преемственность в передаче знаний. Мировая же наука развивалась особенно интенсивно, в частности в США.
Возрождение и развитие социологии в 60-80-х годах. Кризисное состояние современной социологии труда, что характерно для всех отраслей социальных наук (начало 90-х гг.).
2. Труд как социально-экономический процесс.