Актуальные проблемы труда и занятости

Рассматриваются новые явления в области занятости и труда, к числу которых относят организационную гибкость, деквалификацию, сочетание процессов гуманизации и дегуманизации труда.

Изменения последних лет в сфере труда нашли свое отражение в таком процессе, как трансформация занятости населения (изменение структуры занятости населения, расширение сферы приложения трудовой деятельности и возрастание роли неформального сектора экономики).

Рассмотреть трудовой процесс и условия его организации, теория К.Маркса, концепции тейлоризма и фордизма.

70-е годы характеризуются появлением новых моделей организации трудовых процессов. Представитель английской школы Г. Браверман опирался на теорию Маркса.

Японизация и американизация производства. Какое место в указанном процессе принадлежит России? Положительные результаты и негативные последствия использования зарубежного опыта организации производства и труда на современных российских предприятиях.

Рассмотрение оплаты труда в современных условиях и выделение основных тенденций. Половая дискриминация в сфере труда. Факторы роста и характерные черты безработицы.

 

3. Современный трудовой коллектив

И проблемы его функционирования

Раскрывается роль теории социальной группы, которая оказывается связующим звеном между отдельным человеком и обществом. Особое значение отводится трудовым группам, так как труд представляет собой одно из наиболее сущностных проявлений человеческой природы. С категорией «трудовая группа» тесно связано понятие «трудовой коллектив».

В теоретическом аспекте под трудовым коллективом понимается объединение группы работников в целях осуществления совместной общественно полезной трудовой деятельности. Существует две позиции по вопросу о трудовых коллективах как основных объектах изучения, характерных как для западной, так и для отечественной науки.

Социальная структура трудовых коллективов, ее определение в российской и западной социологии (концепция разделения рабочих на основных и вспомогательных, изменение соотношения между основными и вспомогательными рабочими, или периферийными, т.е. теми, кто работал неполное рабочее время или был нанят временно).

Формальные и неформальные отношения в сфере труда, выделение трех типов отношений, как нормы поведения.

Важнейшими специфическими проблемами являются: невыполнение правил технологии и техники безопасности; нарушения трудовой дисциплины, трудоустройства и продвижение на работе; неофициальная система получения информации; неформальная работа и неформальный доход.

Самостоятельной острой социальной проблемой является приватизация предприятий и изменение трудовых отношений.

 

Литература

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. – М., 1999. – Гл. 1, 10, 11.

2. Маркович Д. О предмете и задачах социологии труда // Социс. – 1996. – № 3.

3. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – Гл. 13.

4. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.

5. Экономика и социология труда: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 1999. – Разд. 2.

6. Соколова Т.Н. Социология труда. – Минск: Вышейш. Шк., 2002.

7. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.

 

Контрольные вопросы

1. Какие глобальные изменения в сфере труда характерны для современного общества?

2. Назовите основные характеристики трудовых групп. Какие функции они реализуют?

3. Какие социальные процессы в сфере труда вы можете назвать? Каково их содержание?

4. Охарактеризуйте основной круг социальных проблем в сфере труда, присущих современной российской экономике.

 

Тема 14. Социология организаций

 

План

1. Предмет и объект социологии организаций.

2. Основные концепции организации.

3. Понятие социальной организации, ее элементы.

4. Типология организаций.

5. Корпоративная культура: понятие и элементы.

 

1. Предмет и объект социологии организаций

Предметная область социологии организаций: природа социальных организаций, их особенности, эволюция; социальные процессы, протекающие в организации; механизм функционирования и развития организации; средства регуляции организационного поведения.

Особенности социологии организаций:

· во-первых, в отличие от узкопредметных теорий, рассматривающих организацию в качестве объекта своего изучения, социология организаций анализирует организацию на основе теорий, возникших на стыке социологии, менеджмента, социальной психологии;

· во-вторых, центральной проблемой социологии организаций является феномен социальной организованности, проявляющийся во всех сферах социальной жизни;

· в-третьих, предмет социологии организаций частично совпадает с предметами изучения смежных наук, по отношению к которым она выполняет теоретико-методологические функции.

 

2. Основные концепции организаций

1. «Организация как трудовой процесс» (тейлоризм). Главная особенность - детально расписанное поведение работников по рационализированной схеме.

2. «Организация-машина» (А.Файоль, Л.Урвик и др.). Организация-механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии.

3. «Бюрократическая» модель организации – концепция рационализации поведения человека (М.Вебер). Разработана с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях.

4. «Организация-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер). Ключевыми являются отношения «человек-человек», «человек-группа». Главный регулятор - принятые в группе нормы поведения.

5. «Естественная» организация. Основана на идеях Т.Парсонса, Р. Мертона и др. Функционирование организации рассматривается как объективный, саморегулирующийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим.

6. Системное построение организации. Методологическим кредо данного направления можно назвать тезис У. Эшби о «необходимом разнообразии». Принцип только «разнообразие может поглотить разнообразие» является ключом для анализа и построения организационных систем.

 

3. Понятие социальной организации, ее элементы

Рационалистские (целевые) подходы к определению организаций: организация - специально сконструированная социальная система, предназначенная для достижения определенной цели (М. Вебер, А.И. Пригожин, С.С. Фролов и др.).

Определение организации с точки зрения органицизма: организация -живой социальный организм, подобный биологическому организму (Ж.Хайес, К. Скотт, Т. Питерс и У. Уотерман, Д. Марч и Г. Саймон).

Интегральные определения организации: социальная организация-это относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение, подобно живому организму (В.И.Франчук).

Элементы организации(целевой подход):

1. Социальная структура:

· нормативная структура – ценности, нормы, ролевые ожидания;

· фактический порядок – поведенческая структура.

2. Цели:

основные

· Цели - задания - определяются организацией более высокого порядка;

· цели – ориентации – совокупность целей участников организации;

· цели – системы – стремление сохранить организацию как единое целое

производные

· стимулирование работников, повышение качества, укрепление дисциплины и т.д.

3. Технологии

· система физических объектов, составляющих организацию;

· совокупность знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организаций («ноу-хау»);

· физические объекты плюс человеческая активность.

4. Внешнее окружение: государство и политическая система, экономика, культура и др.

Основные понятия, необходимые для построения

концептуальной схемы целевой организации:

Иерархия-

· централизация;

· личная зависимость;

· власть.

Управление-

· целевое управляющее воздействие (целеполагание и целеосуществление);

· сомоорганизация.

 

4. Типология организаций

Основные классификационные признаки:

· происхождение (естественные, искусственные, естественно-искуственные);

· наличие признаков организации (собственно организации, полуорганизации);

· цели (деловые организации, союзные организации);

· уровень организационной системы (первичные организации, надорганизации);

· степень формализации отношений (формальные, неформальные);

· по характеру взаимодействия с обществом (открытые, закрытые).

 

Особенности искусственных организаций: ориентация на определенные социальные потребности, целенаправленность, единый центр управления, иерархическая структура, интегрированный характер.

Особенности естественных организаций: отсутствие целей создания, универсальный характер деятельности, гибкая структура управления.

Особенности естественно-искусственных организаций: целостность, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность к саморазвитию.

 

Классификация А.И. Пригожина

«Деловые» организации» (предприятия, учреждения). Создаются отдельными предпринимателями и более широкими системами: государством, местной властью, АО, партиями и т.д. Участие в этих организациях дает доход, заработную плату.

«Деловые» организации»:

1.Первичные организации:

-предприятия;

- учреждения.

2.Надорганизации:

-корпорации;

- ведомства;

-региональные органы управления.

Союзные (общественные) организации. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от подчиненных. Членство дает удовлетворение политических, культурных, социальных, творческих и иных интересов участников.

Союзные организации:

1.Ориентированные на потребности общества

-политические;

- проблемные;

- творческие.

2.Ориентированные на потребности своих членов

-корпоративные;

-взаимопомощи;

-любительство.

Ассоциативные организации - образования, имеющие ряд признаков организации: автономию, стабильность состава, иерархию и др.

 

Классификация Н. Смелзера

· Добровольные ассоциации. Свойственны три основные черты: образована для защиты общих интересов ее членов; членство является добровольным; организация этого типа не связана с правительственными органами.

· Тотальные учреждения (больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться; тюрьмы; военные казармы, закрытые учебные заведения и пр.; мужские и женские монастыри).

· Бюрократии. Для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти.

 

5. Корпоративная культура: понятие и основные элементы

Организационная культура - совокупность норм поведения, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым большинством или определяемым сверху базовым ценностям.

Организационные ценности:

· общие ценности, определяющие функционирование организации (стабильный заказчик, результативность деятельности, эффективность, социальная политика и др.);

· внутриорганизационные ценности (дисциплина, стабильность поведения работников, творчество, инициатива и др.).

Совокупность ключевых ценностей - «кредо», «миссия» «философия» предприятия.

Знаково-символическая система

· Мифология - система словесных символов (метафорические истории, «герои» и др.);

· Обряды, ритуалы (посвятительные обряды, церемонии проводов, совместные обеды и т.п.);

· Стиль одежды, знаки отличия статуса, награды и т.д.

Типология корпоративной культуры

Классификация С. Ханди

· Культура «Власти» или культура «Зевса»;

· Культура «Роли» или культура «Аполлона»;

· Культура «Задачи» или культура «Афины»;

· Культура «Личности» или культура «Диониса».

Классификация Г. Хофштеде

· «Коллективистская» и «индивидуалистская» культуры;

· Культуры с низким и высоким индексами по признаку «дистанция власти»;

· Культуры с низким и высоким индексами по признаку «стремление к избежанию неопределенности»;

· «Женская» и «мужская» культуры.

Классификация Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди

· Высокий риск, быстрая обратная связь;

· Высокий риск, большие инвестиции, медленная обратная связь;

· Низкий риск, быстрая обратная связь;

· Низкий риск, медленная обратная связь.

Классификация Р. Блез и Ж. Матетона

· Сильная ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность;

· Слабая ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность;

· Сильная ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность;

· Слабая ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность.

Классификация И. Оучи

· Рыночная культура;

· Бюрократическая культура;

· Клановая культура

 

Литература

1. Алексич М.Т. Социология и менеджмент. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. – Гл.3.

2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – Гл. 1, 2, 15.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – Лекции 5, 6, 7.

4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой – М.: Nota Bene, 2000. – Гл. 9.

5. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА.- М., Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – Гл. 1, 2.

6. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – Гл.1-6.

7. Щербина В.В. Социальные теории организаций: словарь. – М.: ИНФРА, 2000.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отличие социологии организаций от смежных дисциплин, имеющих организацию в качестве объекта изучения?

2. Сформулируйте принципиальные характеристики основных концептуальных моделей организаций. Какая модель является доминирующей в настоящее время? Почему?

3. Что такое сетевая организация? В чем ее отличие от других организаций? Каковы особенности корпоративной культуры в сетевой организации?

4. Что означает понятие «активная социология»?

5. В чем состоит особенность социологического подхода к изучению и решению проблем функционирования организаций?

6. Как корпоративная культура соотносится с доминирующей культурой?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: