Глава 2.Особенности взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций России

2.1 Анализ причин слабого взаимодействия власти и общества через НПО

 

Неправительственные организации постепенно интегрируются в развивающееся гражданское общество. В научном сообществе проблемы и перспективы создания ГО являются предметом споров и диаметрально противоположных позиций.  Роль НПО растет на равных с запросами общества, являясь показателем проблем накопившихся в стране. Компетенции и права, которыми обладают некоммерческие организации, предоставляют утверждать об их полноправном участии в политике государства. Если сравнить российский опыт с зарубежным, то можно заметить подавляющую роль [G33] государства в отношениях «власть-третий сектор». В России именно такая ситуация, в том время как на Западе НКО независимо от власти. Такой расклад объясняется озабоченностью российской политической элиты влияния НПО. В частности организации, поддерживаемые из-за рубежа. Таким образом, неправительственные организации могут быть проводниками «мягкой силы», с миссией дестабилизаций политической системы России.

Исследуя трудности развития ГО, эксперт Т. В. Оберемко говорит, «В нашей политической системе индивид вынужден вступать в защиту своих прав в определенные ассоциации, особенно если они направлены в защиту от государства. Государство, осуществляя поставленные перед собой и обществом задачи, с крайней осторожностью следит за НПО, образованные без его участия».[[7]]Государство отдает себе отчет, в том что необходимо формировать собственные инструменты «soft-power», разрабатываются органы учета предложений граждан и ассоциаций при приятии решений. Таким институтом стала Общественная палата. Её цель – взять на себя налаживание диалога с обществом, стать противовесом иностранным НПО.

Законодательно правовое регулирование таких организаций снова претерпело изменения. Усиливая государственный контроль, приняты законы в сфере целевых капиталов НКО, благотворительности, поддержка социальных организаций. Основной противоречивый закон, получивший широкий резонанс стал акт от 20.11.2012 «Об иностранных агентах». Этот закон должен помогать инициировать деятельность объединений за счет привлечения внутренней поддержке, что приведет к росту мастерства некоммерческих структур[G34]. Все организации, чьи штаб-квартиры и счета находятся за рубежом, обязаны принять статус «иностранный агент», по своей воле войдя в специальный реестр, в противном случае они будут ликвидированы. Минюст определяет степень такого статуса с помощью проверочных процедур, источником оповещения для них служит жалобы граждан, СМИ, правоохранительных структур.

Плюсом закона является максимизация прозрачности их финансовой работы. Минусом же будет [G35] сокращения числа организаций, чьи цели альтруистичны и не имеют отношения к политике. Закон наиболее сильно бил по политическим организациям, Это позволяет Министерству Юстиции самому решать, кто является «иностранным агентом». Организация «Голос», первой попала под действия закона, по основанию об уклонении от вхождения в реестр. В перечень иностранных агентов вошли: Автономная Некоммерческая Организация «Аналитический Центр Юрия Левады», Межрегиональная общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека», «Открытое общество» и т.д.Ю. Б. Аверкина считает,[G36] что политика сокращения иностранных организаций полностью оправдана, и удовлетворяет интересам государственной безопасности. Аверкина утверждает, что объединения, которые занимаются в политической сфере другого государства,преследуют корыстные интересы, выполняют за деньги задачи их заказчика.[[8]]Стремление политической элиты России обезопасить государственный строй, имеет и обратную сторону. Признание неправительственных организаций «иностранными агентами» усложняет реализацию функций социального партнерства последних. Помощи лишаются незащищенные слои населения, получавшие поддержку от НКО.[G37] На основе третьего сектора действую социальные организации, которые занимаются поддержкой сирот, вовлечение в активную занятость молодежь, моральная и материальная помощь пострадавшим от бедствий и катастроф. С другой же стороны, работа по прозрачности НПО есть мера по обеспечению безопасности государства и охране суверенных прав граждан.[[9]]

Такая мера с другой стороны подрывает стремление НКО придавать легитимность деятельности государства, отторжение от участия в приятии управленческих решений[G38]. Третий сектор является выразителем интересов бизнеса, общества, науки. Установившаяся политическая культура, ожидания граждан негативно сказываются на электоральном восприятии власти.[G39]

Практическая значимость НПО вне всяких сомнений, заключается в отслеживании проблем на низовом уровне.[G40] Гражданский контроль и есть важный атрибут в оценке эффективности решения властью проблем общества. Нужно иметь ввиду, не все некоммерческие организации работают постоянно, по Росстату их численность составляет не более 40%. И то знают об их деятельности знают мало. [G41] Хоть и в последние 5 лет правительство стимулирует НКО[G42], они всё-таки остаются очень слабыми и неэффективными[G43]. Заметно отставание негосударственных структур в сравнении с развитыми странами. Остается плачевным деятельность международных организации Российской Федерации во внешней политике. Пока они не в состоянии выполнять свою миссию, либо недостаточно ресурсов.[G44]

Исходя из вышесказанного, ключевой функцией третьего сектора представляется вовлечение общественности в политические процессы страны[G45], так как они обладают ресурсами, механизмами взаимодействия с государством, способствующие налаживанию диалога между властью и обществом. Социальная и политическая значимость НПО вне всякого сомнения важна, однако, понимается неоднозначно: на первый взгляд, некоммерческие организации помогают гражданам в решении социальных проблем, способствуют развитию развитию демократических тенденции, несмотря на авторитарную специфику России, но напротив же, создают почву для выражения политического недовольства, дестабилизации, что Россия в современных условиях себе позволить не может.

 

    2.2 Результаты исследования

        

Для проведения исследования было проведено анкетирование среди жителей г. Иркутска. Исследование проводилось в апреле-мае 2017 года в целях определения уровня информированности населения об общественных организациях и степени гражданского участия. В ходе анкетирования было опрошено 50 человек, отобранных по возрастным категориям по 10 человек в каждой группе методом случайной выборки. Сегментирование производилось по возрастным категориям (18–25 лет; 26–35 лет; 36–45 лет; 46–55 лет; от 56 лет.)Погрешность составила ± 5%. Ниже приводятся наиболее интересные моменты социологического исследования.

Для опроса было использовано очное анкетирование посредствомпрямого анкетирования на улицах г. Иркутск. При проведении исследования также широко применялись методы – опрос, наблюдение и анализ документов. Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики.

Была разработана анкета, включающая 10 вопросов.

    Согласно проведённому исследованию, среди опрошенных граждан на вопрос: являетесь ли вы членом общественной организации?Голоса респондентов показывают, что наиболее активными оказались граждане, находящиеся в категориях «18-25 лет» и «от 56 лет» (см. табл. 1), в то время как представители сред

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 16 % 15% 12% 12% 27 %
НЕТ 84% 85 % 88 % 88 % 73%

него звена оказались гораздо более пассивными.

(табл. 1)

 

Респондентам, которые не участвуют в деятельности НКО, был задан вопрос: есть ли у них желание вступить в общественную организацию? (табл. 2). Результаты опроса показали, что наибольшую активность проявляют молодые люди до 25 лет, наименьшую – представители среднего звена.

 

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 76% 16 % 18 % 38 % 46 %
НЕТ 24 % 84 % 82 % 62 % 54 %

(табл. 2)

 

В целом степень популярности НКО среди населения остается низкой, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 3). Был задан вопрос: Обращались ли вы когда-нибудь за помощью в общественную организацию? Как видно, 83% респондентов никогда не обращались за помощью в НКО, к помощи НКО обращались только 9,5% опрошенных.

Ответ Возраст 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
ДА 13% 5 % 11% 25 % 29%
НЕТ 87 % 95 % 89% 75 % 71%

(табл. 3)

 

Для определения дальнейших перспектив третьего сектора в нашей стране и популярности добровольчества среди населения был задан вопрос «Какую помощь вы могли бы оказать общественной организации?» (см. табл. 4).

 

Ответ 18–25 лет 26–35 лет 36–45 лет 46–55 лет От 56 лет
Добровольная помощь 37 % 32 % 10 % 25 % 35 %
Материальная поддержка без участия 2 % ------- 2 % ------- -------
Постоянное членство 19% 5 % 16 % 13 % 19 %
Не интересуюсь 24 % 63% 45% 36 % 33 %
Затрудняюсь ответить 18 % ------- 27 % 26 % 13%

(табл. 4).

Таким образом, говоря о проблеме развития гражданского общества и некоммерческого сектора, мы вполне можем утверждать, что одними из факторов, тормозящих этот процесс, являются низкий уровень гражданского участия, политической культуры и грамотности, засилье бытовых проблем, за которыми исчезают «альтруистические» мотивы. Это негативно отражается на общем состоянии некоммерческого сектора в нашей стране, объясняя, пусть и частично, слабость российского третьего сектора.

 

 

        

 

Заключение

В заключение, следует отметить, рассматривая роль неправительственных организаций в политической системе Российской Федерации, огромную важность играет создание политически активного гражданского общества. У НКО есть перспективы, во многом благодаря интересу со стороны государства. Интерес государственной власти к третьему сектору объясняется в наличии у последнего ресурсов, позволяющих оперативно реагировать современные вызовы в обществе. Выполнение целей, ставящих перед собой власть и НПО невозможно без выработанной государственной политики, взаимодействия с научным сообществом, правового регулирования некоммерческого сектора России. Процесс развития общественных организаций как института гражданского общества испытывает трудности, в состоянии формирования.

Ценность негосударственного сектора обуславливается возросшим значением в международной политике, как транслятор стратегии «soft-power». Дипломатия посредством международных неправительственных организаций позволяет создавать положительный образ государства за рубежом, влияя на общественное сознание, и имидж страны. Разумеется, это возможно путем непосредственного взаимодействия как с акторами политического процесса в лице общественных организации и правительств. России необходимо наличие некоммерческих структур, для позиционирования как демократического государства на мировой арене.

Во внутренней политике НПО не может выступать на данный момент как институт гражданского контроля за органами государственной власти. Власть же пытается поставить под контроль работу неправительственного сектора, за счет менеджмента финансов этих организаций. Некоммерческие организации политической направленности создаются сверху, с подачи государства. Низкая гражданское участие, слабая политико-правовая культура сказывается на создании институтов гражданского общества на низовом уровне самими гражданами. Сложившаяся политическая ситуация в стране отражает проблему становления гражданского общества и неправительственного сектора, причиной тому низкая доля участия общества в решении собственных проблем, низкая информированность о деятельности НКО, груз бытовых проблем. Это негативным образом сказывается на положении некоммерческого сектора.

Проблема взаимодействия власти и гражданских объединений заключается уклонении от обсуждения назревших социально-политических проблем, ставя под вопрос о необходимости дальнейшей деятельности подобных НПО. У некоммерческих организаций есть возможность преодолеть этот барьер, пересмотрев стратегию взаимодействия с властью, прибегнув к адаптации к сложившимся условиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: