Тема 4. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Как известно, правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, помещены в главу 20 КоАП РФ, содержащую 29 статей, включающих 55 составов административных правонарушений, т.е. более чем в два раза больше, чем это было предусмотрено предыдущим КоАП РСФСР.

При первоначальном ознакомлении с перечнем составов административных правонарушений, входящих в главу 20 КоАП РФ очевидно, что законодатель сместил акценты: перечень правонарушений, где в качества объекта посягательства выступают общественный порядок и общественная безопасность, существенно расширился.

Новейшее административное законодательство устанавливает в главе 20 КоАП России административную ответственность за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но, однако, не разделяет их по основанию: посягают ли они на общественный порядок или на общественную безопасность.

Очевидно, дифференциация административно-правовых составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ и посягающих на общественный порядок или на общественную безопасность, должна быть проведена и иметь определенный, научно обоснованный критерий, подчеркивающий одновременно их общность, специфику и их различие.

Большинство правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, содержат формальные составы, характеризующиеся наличием противоправных действий либо бездействия, а также ряда факультативных признаков, приобретающих значение основных при условии указания их в норме.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, которыми выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.

Общим объектом являются все общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.

Каждое деяние, образующее административное правонарушение, посягает на конкретные общественные отношения, регулируемые административно – правовыми нормами и обеспеченные санкциями в виде конкретных административных наказаний.

В качестве родового объекта административных правонарушений в соответствии с главой 20 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

Непосредственным объектом посягательства являются общественная нравственность, честь и достоинство граждан, собственность.

Дополнительным непосредственным объектом может выступать установленный порядок управления, здоровье граждан и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность предусмотренных административно – правовой нормой признаков, характеризующих его внешнее проявление.

Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.

Признаки объективной стороны указываются в статьях 20 главы Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо в других федеральных законах (например, ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и т.д.), а иногда и в некоторых нормативных правовых актах (к примеру, Правила противопожарной безопасности и т.п.).

Объективная сторона большинства юридических составов правонарушений рассматриваемой главы характеризуется наличием противоправных действий либо бездействия.

Субъектами правонарушений являются физические лица, достигшие возраста 16 лет и вменяемые, как общие субъекты; должностные и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны является мотив и цель совершенного деяния.

Субъективная сторона большинства юридических составов административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, характеризуется умышленной виной, тогда как неосторожная форма вины встречается довольно редко.

В правовом анализе субъективной стороны неосторожные правонарушения, совершаемые в сфере безопасности, различаются по формам вины: легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенного с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность – непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Низкий уровень правовой культуры служит именно той причиной, которая определяет неправомерное поведение человека и само отношение к совершенному правонарушению, поскольку нарушители не усматривают собственной вины и не расценивают свои действия (бездействие) в качестве общественно - опасных.

Мелкое хулиганство

В ч. 1 статьи содержится понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком. Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Цель данной статьи - обеспечить средствами административного воздействия соблюдение гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни.

Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных: а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте; б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.); в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах. К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся, кроме перечисленных в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние порядка в общественных местах.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Объективная сторона правонарушения выражается в появлении несовершеннолетнего в состоянии опьянения, в распитии им пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в потреблении наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача или иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Несовершеннолетним является лицо, не достигшее шестнадцати лет. В качестве общественных мест следует рассматривать улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие места возможного скопления граждан. Несовершеннолетние лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Основным нормативным актом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних правонарушителей, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Субъектом административного правонарушения являются граждане (родители несовершеннолетнего либо его законные представители).

С субъективной стороны правонарушение является умышленным или неосторожным.

Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: