Ст. 19.1 Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.

Законом установлен порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам.

Под законом, по смыслу данной статьи подразумевается не только федеральные законы и законы субъектов РФ, но и подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ.

Регламентация прав и обязанностей физических и юридических лиц осуществляется также и на ведомственном уровне - в нормативно правовых актах, принимаемых органами исполнительной власти РФ (такие акты подлежат обязательной государственной регистрации).

Нормативно правовые акты могут приниматься также муниципальными органами, как правило исполнительно распорядительными органами местного самоуправления (в основном такие акты затрагивают сферу имущественных отношений – владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом).

Особенность подзаконных нормативно-правовых актов в том, что они не устанавливают полномочий физических, юридических лиц, но предусматривают порядок осуществления их прав и обязанностей, определенных федеральным законом.

Объект - общественные отношения, складывающиеся по поводу установленного порядка реализации гражданами и должностными лицами своих прав и законных интересов.

Объективная сторона заключается в активных действиях правонарушителя, направленных на получение своего реального или мнимого, предполагаемого права.

Путем бездействия нельзя совершить самоуправство (так, нельзя считать самоуправством невыполнение решения суда, государственного или общественного органа, обязывающего лицо совершить определенные действия).

Состав самоуправства как административного правонарушения отличается от уголовного наказуемого деяния, предусмотренного статьей 330 УК РФ, объемом причиненного вреда, где обязательно причинение существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью).

Решающее значение для самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например, при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе.

Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть граждане, достигшие 16 лет; должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной виной (виновный сознает, что нарушает порядок, установленный для осуществления данного права, т.е. незаконность своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает их или сознательно допускает), так и по неосторожности (последнее возможно, если нарушитель пытался осуществить мнимое право, которым он в действительности законом наделен не был. Правонарушитель не предвидел общественной опасности своего действия, хотя мог и должен был ее предвидеть).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы,- судьями гарнизонных военных судов (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

 

Ст. 19.3 Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

 

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

 

Родовым объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности.

Непосредственным объектом является законные распоряжения или требования сотрудников полиции, военнослужащих сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, несущих службу по охране общественного порядка, либо обеспечивающих установленный режим в учреждениях уголовно-исполнительной системы, охрану и конвоирование осужденных или лиц содержащихся под стражей.

Объективная сторона правонарушения характеризуется как бездействием, то есть невыполнением законного распоряжения или требования работника полиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы, так и действием, выраженным в воспрепятствовании осуществлению служебных обязанностей указанными представителями власти и военнослужащими.

Действия лица образуют состав неповиновения - (открытый отказ от исполнения либо иное умышленное неисполнение законного требования работника полиции, военнослужащего, выполняющих возложенные на них законодательством РФ обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений).

Таким образом, распоряжение или требования должны быть основаны на: 1) предписаниях закона; 2) они должны быть предъявлены работником полиции, военнослужащим или сотрудником уголовно-исполнительной системы лишь при исполнении им своих обязанностей по охране общественного порядка; 3) нарушитель должен знать, что распоряжение или требование отдается именно работником полиции, военнослужащим либо сотрудником уголовно-исполнительной системы.

Права сотрудников Росгвардии определены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Данное правонарушение квалифицируется в момент оказания неповиновения распоряжению, требованию работника полиции, военнослужащего независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать сотруднику полиции или военнослужащему выполнить обязанности по охране порядка или нет.

Применение насилия, (не имеет значение, было ли насилие опасным для жизни и здоровья или нет), либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, а также публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей квалифицируется в качестве преступления (ст. 318, 319 УК).

О нахождении сотрудника полиции или военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

Субъектом правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которым адресовано распоряжение о выполнении конкретных действий или, напротив, требование отказаться от каких-либо действий, могущих повлечь опасные последствия.

Например, в процессе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий может быть запрещено или ограничено движение транспорта на определенных участках территории, либо запрещен проход на трибуны стадиона с предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия правонарушения (пиротехнические изделия, спиртные напитки, безалкогольные напитки в стеклянной таре, острые колющие, режущие металлические предметы). В целях обеспечения общественной безопасности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка сотрудники полиции вправе требовать от должностных лиц исполнения определенных действий (например, ограничить торговлю некоторыми товарами на период проведения мероприятия.)

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом. Гражданин или должностное лицо сознает, что предъявленное требование носит законный характер, направлено на создание необходимых условий безопасности и надлежащего правопорядка в сложившейся ситуации, предвидит возможность наступления вредных последствий в случае невыполнения требования, желает или не желает, но сознательно их допускает.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и 3 данной статьи рассматриваются мировыми судьями (ч. 1и 3 ст. 23.1).

Протоколы составляются по ч.1 данной статьи должностными лицами органов внутренних дел (полиции), подразделениями воинских частей, органами управления внутренних войск МВД России, органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы (п.1, 2,78 ч.2 ст. 28.3).протоколы по ч.3 данной статьи составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 и 83 ч. 2 ст. 28.3).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 данной статьи рассматриваются должностными лицами органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ст. 23.4), а при необходимости решение вопроса об административном аресте - мировыми судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляются по ч.2 данной статьи должностными лицами органов внутренних дел (полиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ч.1, п. 1 и 83 ч. 2 ст. 28.3).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: