Учебный вопрос №1. Образование в области безопасности жизнедеятельности в России

КУРС ЛЕКЦИЙ

 Раздела № 13

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ

Индивидуальной подготовки сотрудников вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы, впервые принимаемых на службу в территориальные органы Росгвардии

«ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

 

Учебные и воспитательные цели:

знать: правила и тактику личной безопасности в условиях повседневной служебной деятельности и в чрезвычайных ситуациях.

уметь: обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в повседневной служебной деятельности и при чрезвычайных обстоятельствах.

Время: 16 часов (12 часов теоретическое обучение, 2 часа практическое обучение, 2 часа практика)

 

                                                     г. Самара, 2018

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п. Наименование тем Всего часов Теоретическое обучение Практическое обучение Форма контроля Страница
1. Место и роль знаний по без­опасности жизнедеятельности человека в современном мире. Учебный вопрос №1. Образование в области безопасности жизнедеятельности в России. Учебный вопрос №2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Учебный вопрос № 3. Силы и средства РСЧС Учебный вопрос №4.Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС Учебный вопрос №7.Концепция приемлемого риска Учебный вопрос №9.Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций и их классификация. Учебный вопрос №10.Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях. Теоретические основы прогнозирования. Учебный вопрос №11.Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности. Учебный вопрос №12.Организационные основы управления. Управление охраной окружающей природной среды.   2 2 - - 5-18
2. Профессиональная защищен­ность как основа личной без­опасности сотрудников войск национальной гвардии. Учебный вопрос № 1. Понятие профессиональной безопасности в системе войск национальной гвардии и личной безопасности сотрудника. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на уровень личной безопасности сотрудника. Учебный вопрос №2.Проблемы личной безопасности сотрудников войск национальной гвардии при решении оперативно-служебных, служебно-боевых задач, а также в ситуациях, связанных со служебной деятельностью. Учебный вопрос №3. Риск как элемент объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников войск национальной гвардии. Обеспечение личной безопасности сотрудников войск национальной гвардии дел как система мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального риска. Учебный вопрос №4.Аспекты профессиональной защищенности сотрудников войск национальной гвардии.   2 2 - - 19-24
3. Город как среда повышенной опасности. Необходимая самооборона в различных ситуациях   Учебный вопрос № 1.Жизнеспособность человека в городской среде. Учебный вопрос №2.Толпа, виды толпы. Учебный вопрос №3.Паника. Массовые погромы. Учебный вопрос №4.Безопасность в толпе Учебный вопрос№5.Предметы посягательства. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. Учебный вопрос №6.Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Учебный вопрос №7.Основные правила самообороны. Средства самозащиты и их использование.   2 2 - - 25-35
4. Терроризм и экстремизм, как реальная угроза безопасности в современном мире. Учебный вопрос №1.Причины терроризма и экстремизма. Учебный вопрос №2.Международный терроризм. Учебный вопрос №3. Борьба с терроризмом. Учебный вопрос №4. Преступления террористического характера, связанные с захватом заложников. Учебный вопрос №5. Правила личного поведения при захвате заложников, при угрозе захвата в заложники, при захвате в заложники знакомых, близких и родственников. Учебный вопрос №6.Нападения на особо опасные объекты (АЭС, объекты с ядерными реакторами и т. д.). Учебный вопрос №7.Преступления террористического характера, связанные с применением взрывных устройств. Характерные признаки взрывных устройств. Учебный вопрос №8.Меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств. Учебный вопрос №9.Техническое обеспечение антитеррористических мер. Учебный вопрос №10.Преступления экстремистского характера.   2 2 - - 36-58
5. Готовность к действиям в аварийной ситуации. Психологические аспекты выживания Учебный вопрос №1Психологические аспекты выживания Учебный вопрос № 2.  Воля к жизни. Знания приемов самоспасения. Навыки выживания. Учебный вопрос № 3.Правильная организация спасательных работ. Неординарные ситуации. Учебный вопрос № 4.Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. Посттравматические стрессовые расстройства. Учебный вопрос № 5.Суицидальные проявления психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций. Типология суицидального проявления.   4 2 2 - 59-64
6. Правовое и организационное регулирование деятельности правоохранительных органов в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях Учебный вопрос №1. Система законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность войск национальной гвардии в особых условиях. Учебный вопрос №2. Организационно-правовые основы введения чрезвычайного положения в стране или в отдельных местностях. Правовые аспекты военного времени. Взаимодействие оперативных служб при чрезвычайных ситуациях. 2 2 - - 65-70

Зачет:

2 - - 2  

Всего:

16 12 2 2  

 

Тема 1.Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире

Учебный вопрос №1. Образование в области безопасности жизнедеятельности в России.

Основы образования в области безопасности в нашей стране были положены в 30-х годах XXстолетия, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно, лишь в 90-е годы.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.

Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом.

Первый — общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД, он должен вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы БЖД».

Второй уровень образования по БЖД — подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только её функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемые уровни ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф.

Поскольку повышение безопасности и экологичности современных технических систем часто достигается применениями экобиозащитной техники, ИТР обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Вместе с тем ИТР обязан понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, включающие получение и переработку сырья, выпуск продукции, утилизацию и захоронение отходов, а в области безопасности – системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.

Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.

Рассмотренным выше блоком знаний в области БЖД должны владеть специалисты всех отраслей экономики, но прежде всего специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химии и ряда других отраслей промышленного производства. Обучения этого уровня в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопасности труда в базовых курсах специальности или специализации.

Третий уровень образования необходим для подготовки инженеров по безопасности жизнедеятельности — специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности техносферы и экологичности технических объектов, проектов и планов; инженеры-разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.

Четвертый уровень образования — внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах МИПК и ФПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: