Учебный вопрос №5. Профессиональная защищенность как одна из характеристик условий деятельности сотрудника

Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности представляет собой сложное интегративное профессиональное качество. Оно включает в себя:

· сформированную систему специальных профессиональных установок на обеспечение безопасности;

· наличие комплекса профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности;

· усвоение специальных знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности;

· сформированный комплекс специальные навыков и умений, необходимых для обеспечения безопасности.

В настоящее время на основании опыта практической деятельности правоохранительных органов (как отечественного, так и зарубежного) обозначился комплекс таких профессиональных установок, которые можно назвать принципами обеспечения личной безопасности:

1. Ожидай неожиданное.

2. Руководствуйся здравым смыслом.

3. Не «разжигай» противника, «гаси» его.

4. Владей: собой, информацией, оружием, ситуацией.

5. Необычное может быть сигналом опасности.

6. Ключ к успеху — подготовка: в экстремальной ситуации ты действуешь так, как научен.

7. Прежде чем войти — знай, где выход.

8. Имей план, особенно — на худший вариант.

9. Знай, что о тебе знают.

10. Избегай шаблона, будь непредсказуем.

11. Не «замерзай» — действуй.

12. Используй свою неудачу.

13. Сделай стресс своим союзником.

14. Не расслабляйся слишком быстро.

15. Избегай «туннельного» видения.

16. Плохо — переоценить противника, еще хуже — недооценить его.

17. Верь себе — работай в команде. Первыми погибают в одиночку.

18. Храбрость — сестра осторожности.

19. Предотвращенная схватка — выигранная схватка.

Так, суть принципа «ожидай неожиданное» — это установка на постоянный анализ уровня безопасности в конкретной профессиональной ситуации (условная безопасность, потенциальная опасность, реальная опасность, ситуация крайнего риска), а также готовность к соответствующим изменениям своего профессионального поведения при изменении степени риска. Принцип «знай, что о тебе знают» подразумевает умение сотрудника понимать — какой информацией о нем и почему могут располагать криминальные элементы, и как они могут использовать эту информацию с целью шантажа, провокаций, манипулирования или прямых насильственных действий против него.

Среди профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности, которые являются «инструментарием» реализации принципов выживания, и, естественно, различны у представителей различных частей и служб, можно назвать, например, такой важный для многих сотрудников элемент профессиональной наблюдательности, как привычку отмечать то новое, что появилось в «стандартной» профессиональной ситуации, видеть «незнакомое в знакомом».

В комплексе знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности, помимо знания спецтактики, типичных действий и ухищрений криминальных элементов, направленных против сотрудников, можно назвать знание о том, что происходит с человеческим организмом в ситуации стресса или знание об индивидуальном временном интервале между полученным сигналом о крайней опасности и реакцией на этот сигнал.

Что касается навыков и умений, необходимых для обеспечения личной безопасности, то они значительно отличаются в зависимости от специфики профессиональной деятельности, однако можно назвать и ряд общих. Например — простейшие навыки эмоционально-психологической саморегуляции в ситуации стресса.

Естественно, что содержание способности к обеспечению личной безопасности у представителей различных частей и служб будет отличаться не только на уровне знаний, навыков и умений, но и на уровне профессиональных привычек, иерархии установок.

В обобщенном виде структуру подготовленности сотрудника к обеспечению личной безопасности можно схематически изобразить в виде «Звезды выживания» (см. рис. 4). «Звезда выживания» — это также интегративный символ, объединяющий способность к обеспечению личной безопасности с общим уровнем профессиональной подготовленности сотрудника. Например: «тактика» — это не только тактика и методы обеспечения личной безопасности, но владение тактикой и методами профессиональной деятельности; «интеллект» — это не только владение специальными знаниями, необходимыми для обеспечения безопасности, но необходимый комплекс профессиональных знаний, способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию решений; «цель» подчеркивает, что обеспечение личной безопасность осуществляется сотрудником в процессе достижения его главной профессиональной цели — осуществления правоохранительной деятельности.

Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной безопасности выступает самостоятельным направлением их профессиональной подготовки. Как показывает зарубежный и отечественный опыт наиболее эффективно основы такой способности закладываются в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении или системе переподготовки и повышения квалификации. Это достигается путем включения вопросов обеспечения личной безопасности во все базовые курсы и проведением наряду с этим специальных курсов обучения тактике и методам обеспечения личной безопасности.

В то же время для поддержания и развития этой способности необходимо:

▬ проведение циклов занятий в системе служебной подготовки с учетом специфики отдельных категорий сотрудников (от обучения «менеджменту безопасности» руководителей до обучения тактике и приемам обеспечения личной безопасности работников органов внутренних дел);

▬ специальное педагогическое обеспечение и педагогическое сопровождение деятельности отдельных категорий сотрудников (например — спецподразделений), заключающееся в специальном обучении их тактике и методам обеспечения личной безопасности с учетом особенностей решаемых ими в данный момент задач или даже отдельной задачи;

▬ рассмотрение вопросов обеспечения личной безопасности при постановке профессиональных задач и подведении итогов их выполнения;

▬ индивидуальная работа, особенно — с молодыми сотрудниками;

▬ включение вопросов обеспечения безопасности персонала в систему изучения, обобщения и распространения позитивного опыта органов внутренних дел;

▬ подготовка специальных практических пособий, рекомендаций, памяток по вопросам обеспечения личной безопасности для персонала органов внутренних дел и членов семей сотрудников.

Такая работа предусматривает реализацию ряда частных принципов обучения, это:

1. Доказательность обучения.

2. Регулярность обучения.

3. Конкретность обучения.

4. Алгоритмичность обучения (т.е. отработка определенных комплексов действий, алгоритмов, по обеспечению личной безопасности).

5. Образность обучения.

6. Незаконченность обучения (т.е. ориентация сотрудников на постоянное совершенствование способности к обеспечению безопасности в связи с изменяющимся характером профессиональной деятельности).

7. Обучение выработке новых методов и приемов обеспечения безопасности.

8. Обучение выработке индивидуальных приемов обеспечения безопасности.

9. Обучение тактике, приемам и методам обеспечения профессиональной безопасности своих товарищей.

Таким образом, формирование у сотрудника способности к обеспечению личной профессиональной безопасности является системной педагогической задачей, предусматривающей целый комплекс направлений работы, и неразрывно взаимосвязанной с обеспечением профессиональной защищенности сотрудников ОВД.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow