СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОИСКА
В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯИЙ
Методические указания
к выполнению лабораторной работы
для студентов всех форм обучения
специальностей 230201 – «Информационные системы
и технологии», 230104 – «Системы автоматизированного
проектирования», 050501 – «Профессиональное обучение»
БРЯНСК 2006
УДК 004.896
Системы искусственного интеллекта. Решение задачи эвристического поиска в пространстве состояний. Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов всех форм обучения специальностей 230201 – «Информационные системы и технологии», 230104 – «Системы автоматизированного проектирования», 050501 – «Профессиональное обучение». – Брянск: БГТУ, 2006. – 16 с.
Разработал:
П.В. Казаков, канд. техн. наук, доц.,
В.А. Шкаберин, канд. техн. наук, доц.
Рекомендовано кафедрой
«Компьютерные технологии и системы» БГТУ
(протокол № 6 от 7.04.2005)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Лабораторная работа познакомит студентов, изучающих курсы «Системы искусственного интеллекта», «Интеллектуальные информационные системы», «Интеллектуальные подсистемы САПР» с особенностью организации планирования решения задач с использованием методов эвристического программирования. Это позволит совершенствовать навыки учащихся в определении стратегии поиска наилучшего плана действий при решении сложно структурированных задач. В методическом указании изложены общие положения метода эвристического поиска в пространстве состояний, а также приводится примеры решения подобных задач.
|
|
Целью работы является оказание методической помощи студентам при определении оптимального плана действий, ведущего из начального состояния задачи в одно из конечных.
Задачи лабораторной работы:
- освоить принципы эвристического поиска;
- разобрать алгоритм поиска пути на графе пространства состояний;
- самостоятельно решить задания лабораторной работы в соответствии с изложенными теоретическими и практическими положениями.
Продолжительность лабораторной работы - 4 часа. Первые два часа отводятся на ознакомление с методическими указаниями (п.1-3), оставшиеся часы рассчитаны на решение индивидуальных заданий к лабораторной работе (п.4) и оформление отчета по результатам их выполнения.
Результаты, полученные при применении методический указаний, также могут быть использованы студентами специальностей 230104, 050501 для решения задач, связанных с автоматизацией инженерного творчества, а также при курсовом и дипломном проектировании.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
|
|
Последовательность выполнения лабораторной работы.
1. Изучить теоретические положения и разобрать предлагаемые в методических указаниях примеры.
2. Решить прилагаемые индивидуальные задания.
Руководством к пункту 1 являются §1 - 3 методических указаний. Дополнительно можно воспользоваться книгами [1-3].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Постановка задачи эвристического поиска
В основе методов эвристического программирования лежит понятие эвристики, которое может рассматриваться, с одной стороны, как информация, отражающая специфику задачи, с другой – как некоторое предположение о способе разрешения проблемы на основе имеющегося опыта решения подобных задач. Сам процесс эвристического программирования можно рассматривать как построение некоторого плана действий (планирование решения) с применением
эвристик.
Задача эвристического поиска содержательно может быть представлена следующим образом. Заданы начальная ситуация (объект, состояние), конечная ситуация и множество операторов, преобразующих одну ситуацию в другую. Требуется найти такую последовательность операторов, которая преобразует начальную ситуацию в конечную наилучшим образом. Математически данная задача описывается с помощью четырех множеств ,
где S – множество состояний;
- множество начальных состояний;
- множество конечных состояний;
F – множество операторов.
Метод решения задачи называется методом эвристического поиска, если он на каждом шаге находит все возможные применения операторов к данному текущему состоянию, а порядок рассмотрения состояний и порядок применения операторов управляется свойствами уже рассмотренных до этого шага состояний.