Указания к выполнению лабораторной работы

Сортировка списков

 

Сортировка списков предназначена для упорядочивания данных в строках и столбцах таблицы по определенным параметрам. При обработке больших объемов данных это облегчает работу со списками. В MS Excel имеется возможность сортировки данных по одному, двум, трем и четырем столбцам (строкам); по возрастанию и убыванию; по месяцам и дням недели.

Можно создавать и собственные списки для сортировки. При сортировке предварительно выделяется диапазон данных и во вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр выбрать Сортировка. Затем после выбора столбца в поле Порядок необходимо выбрать значение Настраиваемый список. После создания пользовательского списка применяем порядок сортировки.

Фильтрация данных

Фильтрация данных предназначена для быстрого поиска подмножества данных и работы с ними в списке. В отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие условиям отбора, заданным для столбца. В отличие от сортировки списков при фильтрации данных порядок записей в списке не изменяется. При фильтрации временно скрываются строки, которые не требуется отображать.

Строки, отобранные при фильтрации в Microsoft Excel, можно редактировать, форматировать и выводить на печать, а также создавать на их основе диаграммы, не изменяя порядка строк и не перемещая их.

В MS Excel фильтрация данных реализуется двумя командами – автофильтром и расширенным фильтром.

Автофильтр применяется для простых условий отбора. При использовании команды Автофильтр предварительно выделяется диапазон данных, на который будут накладываться условия и во вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр выбрать Фильтр. В фильтруемом списке появляются стрелки автофильтра, благодаря которым задаются условия отбора по каждому столбцу.

Расширенный фильтр применяют для более сложных условий отбора. Командой Дополнительно во вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр в отдельном диапазоне критериев списка вводится условие, в соответствии с которым требуется произвести фильтрацию. С помощью расширенного фильтра, к примеру, можно задавать более двух наборов условий для одного столбца. Как правило, условия отбора задают в отдельных ячейках листа, а затем в диапазоне критериев расширенного фильтра указывают лишь ссылки на адреса этих ячеек.

С подробной информацией о сортировке и фильтрации можно ознакомиться в справке MS Excel.

Задание к работе

1) Построить таблицу по образцу табл. 4.1.

2) Отсортировать табл. 4.1 по графе «Образование», организовав пользовательский список: «неполное высшее», «высшее», «среднее», а затем – по социальной группе и возрасту.

3) Отсортировать табл. 4.1 по графе «Социальная группа» по алфавиту.

4) Выбрать записи, относящиеся к предпринимателям, которые могут тратить от 4 000 до 8 000 руб.

5) Выбрать записи, относящиеся к данным о пенсионерах, готовых тратить больше 1000 руб., и о студентах, готовых тратить больше 2000 руб.

6) Выбрать записи, относящиеся к мужчинам от 18 до 25 лет и к женщинам от 26 до 35 лет.

7) Выбрать записи с информацией о лицах, имеющих покупательные возможности больше среднего значения.

Таблица 3.1

Информация о потребителях рынка одежды

Пол

Возраст

Социальная группа Покупательные возможности, руб. Образование Средний срок носки выходной одежды Средний срок носки повсед-невной одежды Покуп-ка в «секонд- хэде»

1

2

3

4

5

6

7

8

М

18 – 25

Студент

1 400

Неполное высшее

1

1

Нет

М

26 – 35

Предприниматель

6 000

Высшее

1

Менее года

Нет

Ж

18 – 25

Студент

1 600

Среднее

1

1

Да

Ж

26 – 35

Безработный

500

Среднее

3

2

Да

М

18 – 25

Предприниматель

13 000

Среднее

1

1

Нет

М

46 – 56

Рабочий

3 500

Среднее

3

Более трех лет

Да

М

36 – 45

Предприниматель

13 000

Непоное высшее

Менее года

Менее года

Да

Ж

56 – …

Пенсионер

1 300

Среднее

1

Более трех лет

Да

Ж

26 – 35

Служащий

3 500

Высшее

2

1

Да

М

26 – 35

Предприниматель

8 000

Высшее

1

1

Нет

Ж

36 – 45

Безработный

500

Высшее

3

3

Да

М

36 – 45

Рабочий

2 600

Среднее

3

3

Да

М

18 – 25

Рабочий

2 400

Высшее

3

3

Да

Ж

26 – 35

Служащий

3 300

Высшее

2

2

Да

Ж

26 – 35

Служащий

3 600

Высшее

1

2

Нет

М

36 – 45

Госслужащий

2 200

Высшее

2

2

Да

Ж

26 – 35

Предприниматель

4 600

Неполное высшее

1

3

Нет

М

46 – 56

Безработный

200

Неполное высшее

3

Более трех лет

Да

Ж

18 – 25

Студент

2 100

Среднее

1

2

Нет

М

26 – 35

Безработный

800

Среднее

2

Более трех лет

Да

Контрольные вопросы

1) Сортировка каких данных возможна в MS Excel?

2) В чем особенность применения автофильтра?

3) В каких случаях целесообразно применение расширенного фильтра?


Лабораторная работа 4

Консолидация данных и Сводные таблицы в MS Excel

Цель работы: получение навыков решения задач анализа средствами консолидации данных, связывания таблиц и сводных таблиц.


Указания к выполнению лабораторной работы

Часто при решении различных экономических задач возникает необходимость дублирования таблиц с идентичными в них данными либо использования одних и тех же столбцов (строк) в структурно отличающихся друг от друга таблицах. Нередки случаи, когда требуется создание итоговой таблицы по определенному временному периоду на основе нескольких таблиц, например, построение таблицы о результатах прибыли предприятия за год на основе расчетных таблиц по месяцам. В MS Excel имеется ряд инструментов для реализации названных целей.

Связывание таблиц

Простейшим способом связывания диапазонов данных в разных таблицах является метод копирования из таблицы с данными нужного диапазона в буфер обмена, а затем вставки в другую таблицу, которую необходимо связать с искомой. В большинстве случаев рекомендуется осуществлять копирование в связываемую таблицу не данных, а лишь ссылки на ячейки той таблицы, где эти данные находятся. Реализуется данная операция в MS Excel следующим образом: на вкладке Главная в группе Буфер обмена необходимо нажать кнопку со стрелкой под надписью Вставить, далее выберите команду Специальная вставкаВставить связь.

Консолидация данных

При консолидации данных объединяются значения из нескольких диапазонов данных.

В MS Excel существует несколько способов консолидации данных: использование трехмерных формул, по положению и по категории.

Использование трехмерных формул является наиболее рациональным методом, который заключается в создании формул, содержащих ссылки на ячейки в каждом диапазоне объединенных данных. Понятие «трехмерные формулы» означает создание формул, которые содержат ссылки на несколько листов. Такие трехмерные ссылки можно использовать в формулах для любого типа и расположения данных. Для применения метода консолидации данных достаточно ввести формулу и включить в нее ссылки на исходные ячейки каждого листа, содержащего данные, для которых будет выполняться консолидация.

Консолидация по положению предполагает нахождение данных всех исходных областей в одном месте и размещение их в одинаковом порядке. Для упрощения работы с данными рекомендуется диапазонам данных, используемых для консолидации, на всех листах присвоить имена. Осуществить консолидацию по положению можно выбрав в меню на вкладке Данные команду Консолидация. Для связывания с исходными данными требуется выбрать соответствующее  поле. После выбора из раскрывающегося списка Функция весовую функцию, которую требуется использовать для консолидации данных, щелкните поле Ссылка, откройте лист, содержащий первый диапазон данных для консолидации, введите имя этого диапазона и нажмите кнопку Добавить. Затем повторите этот шаг для всех диапазонов.

Консолидация по категории производится аналогичнометоду Консолидация по положению. Особенность метода консолидации по категории заключается в консолидации данных с одинаковыми заголовками рядов и столбцов (как и при консолидации по положению), находящихся на разных листах, имеющих различную организацию данных. В этом случае необходимо указывать в исходных диапазонах подписи консолидируемых столбцов (строк) таблиц, а применяя метод консолидации по категории,отметить расположение этих подписей в исходных диапазонах данных. Более подробную информацию о практическом применении методов консолидации данных можно получить в справке MS Excel.

Сводные таблицы

Отчет сводной таблицы используется в случаях, когда требуется проанализировать связанные итоги, особенно для сравнения нескольких фактов по  каждому числу из длинного списка обобщаемых чисел. Благодаря интерактивности отчета сводной таблицы можно изменять представление данных для просмотра дополнительных подробностей или для вычисления других итогов, таких как количество или среднее значение.

В отчете сводной таблицы каждый столбец или поле исходных данных становится полем сводной таблицы, в котором подводятся итоги нескольких строк или столбцов исходной таблицы.

Создать отчет сводной таблицы можно с помощью мастера сводных таблиц и диаграмм, для этого на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите пункт Сводная таблица. Мастер предлагает выбрать исходные данные на листе или во внешней базе данных, затем он создает на листе область отчета и предлагает список доступных полей. При перетаскивании полей из окна списка в структурированные области выполняются подведение итогов, автоматическое вычисление и построение отчета.

Задание к работе

1) Создать таблицы по образцу табл. 4.1 на двух разных листах одной книги путем простого связывания их данных, а затем получить тот же результат, расположив таблицы в разных рабочих книгах.

2) Создать отчеты о доходах воображаемой фирмы за три подряд идущих месяца, например, по шаблону вида табл. 4.2 на трех подряд идущих листах одной рабочей книги.

3) На четвертом листе этой же книги консолидировать данные всех трех таблиц, просуммировав доходы фирмы за все месяцы по каждой статье, применив трехмерные формулы.

 

Таблица 4.1

Оборот продажи книг за 2016 г.

Название

книги

Цена книги,

руб.

Количество

проданных

книг, шт.

Сумма продажи,

руб.

Архитектура компьютера 716 5 000 3 580 000,00р.
Microsoft Windows Server 2012. Полное руководство 2789 9 000 25 101 000,00р.
HTML5, CSS3 и JavaScript. 1660 4 000 6 640 000,00р.
Современные операционные системы 864 3 000 2 592 000,00р.
PHP. Объекты, шаблоны и методики программирования 1045 11 000 11 495 000,00р.

 

Таблица 4.2

Доход фирмы «Орион» за месяц _______

Город Розничная продажа Оптовая продажа Продажа в кредит Суммарный доход
Москва        
Омск        
Екатеринбург        
Тюмень        

 

4) На пятом листе книги просуммировать доходы фирмы за все месяцы по каждой статье, но с помощью консолидации по положению.

5) Создать и заполнить базу данных по образцу табл. 5.3. На другом листе создать сводную таблицу со следующими полями:

- поля «год», «продавец» оформить областью Фильтр отчета;

- поле «объем» оформить областью Названия строк;

- поле «район» оформить областью Названия столбцов;

- поле «товар» оформить областью Значения.


Таблица 4.3

Объем продаж фирмы за отчетный период

Месяц Год Продавец Товар Район Объем Сбыт
1 2 3 4 5 6 7
Январь 2016 Иванов Детектив Северный 13 106
Февраль 2017 Петров Детектив Южный 14 109
Март 2015 Сидоров Детектив Западный 12 203
Январь 2015 Иванов Поэзия Западный 15 125
Апрель 2016 Иванов Поэзия Восточный 14 206
Январь 2017 Петров Детектив Северный 12 188
Июнь 2015 Сидоров Классика Южный 11 153
Март 2017 Иванов Поэзия Южный 17 186
Июль 2017 Сидоров Детектив Западный 21 124
Август 2016 Иванов Классика Южный 16 120
Апрель 2017 Петров Поэзия Южный 12 181
Май 2015 Петров Детектив Западный 11 147
Июнь 2016 Иванов Детектив Северный 15 133
Июль 2016 Сидоров Детектив Северный 16 169
Август 2015 Иванов Детектив Восточный 19 175
Сентябрь 2016 Сидоров Классика Южный 20 153
Октябрь 2015 Иванов Классика Северный 14 160
Июнь 2017 Петров Классика Восточный 12 193

 

6) Создать таблицу по образцу табл. 4.4.

7) Подсчитать количество сотрудников в каждом отделе.

8) Определить количество иждивенцев в каждом отделе.

 


                                                                                                 Таблица 4.4

Информация о сотрудниках фирмы

Номер п/п Табельный номер Фамилия Имя Отчество Дата рождения Отдел Должность Дата приема на работу Дата увольнения Пол Кол-во иждивенцев
1 1 Иванов Иван Иванович 28.10.1966 Плановый Экономист 10.01.2010   М 2
2 454 Иваненко Иван Петрович 21.01.1959 Бухгалтерия Бухгалтер 10.04.2006   М 1
3 1234 Петров Петр Петрович 26.08.1994 Плановый Секретарь 21.07.2012   М 0
4 12312 Петренко Петр Иванович 14.11.1984 Маркетинга Менеджер 10.10.2008   М 1
5 12345 Сидоров Сидор Сидорович 02.02.1985 Снабжения Менеджер 10.01.2009 10.10.2012 М 0
6 23456 Седов Федор Фомич 23.04.1985 Плановый Экономист 12.04.2013   М 3
7 34567 Фомин Фома Фомич 12.07.1989 Плановый Экономист 26.07.2012   М 1
8 45454 Фоменко Сидор Кузьмич 30.09.1995 Бухгалтерия Бухгалтер 10.11.2008   М 1
10 45678 Макова Алина Игоревна 08.03.1976 Снабжения Менеджер 10.04.2014   Ж 1
11 56565 Сушкина Алла Вадимовна 17.12.1970 Плановый Экономист 10.07.2009 12.12.2013 Ж 1
12 56786 Кротова Инна Павловна 21.01.1996 Снабжения Секретарь 21.10.2013   Ж 0
13 56789 Бойцов Семен Семенович 26.08.1984 Бухгалтерия Начальник 10.01.2007   М 1
14 67890 Гайдай Иван Фомич 14.11.1984 Бухгалтерия Бухгалтер 30.04.2010   М 1
15 78787 Краснов Павел Павлович 02.02.1985 Плановый Начальник 10.07.2010   М 3
16 78901 Рябов Олег Евгеньевич 23.05.1984 Снабжения Начальник 13.10.2011   М 1
17 89012 Белова Софья Петровна 12.07.1984 Плановый Экономист 10.01.2006   Ж 2
18 90123 Чернова Зоя Богдановна 30.07.1984 Маркетинга Начальник 10.04.2008   Ж 2
19 98989 Родионов Иван Вадимович 19.12.1984 Маркетинга Секретарь 10.07.2003 30.01.2011 М 0
20 99999 Хрустов Юрий Юрьевич 08.03.1985 Маркетинга Менеджер 10.10.2009   М 0

                                                                                                      





Контрольные вопросы

1) Что называется связыванием таблиц?

2) Какие способы консолидации данных вы знаете?

3) В чем особенность применения способа консолидации по положению?

4) Какой способ консолидации данных для вас предпочтителен? Ответ обоснуйте.

5) В каких случаях целесообразно использовать средство построения сводных таблиц?

6) В чем отличие отчетов, построенных с помощью консолидации данных, от отчетов в сводных таблицах?

Лабораторная работа 5

ПОИСК ПОТЕРЯННЫХ КЛИЕНТОВ

Цель работы: Получить навыки применения средств MS Excel для применения в CRM-концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: