Этап 1 Предварительный (сбор информации)

Лабораторная работа № 2

«Диагностика индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения»

Цель работы: Исследование представлений о себе и идеальном «Я», выявление свойств личности, значимых для взаимодействия с другими людьми.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методика диагностики межличностных разработанная Тимоти Лири, заключается в выявлении превалирующего алгоритма отношений к окружающим, а также в определении самооценки и взаимооценки.

Личностный опросник, разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.

Тест Лири используется для того, чтоб проводящий тест лучше узнал о своём идеальном «Я», понял отношение к себе и к окружающим. Идеал-Я – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую воздействие на поведение индивида. Идеал-Я олицетворяет требования, исходящие как бы из высшего существа в человеке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я".

Порядок выполнения работы

1.Изучить общие сведения.

2. Провести самотестирование, ответив на вопросы опросника Т. Лири (Приложение Г).

3. Провести взаимооценку (друг, подруга, родители), ответив на вопросы опросника Т. Лири (Приложение Г).

4Провести обработку данных (Приложение Г).

5. Построить диаграммы «личностный профиль» по результатам всех тестирований (Приложение Г).

6. Определить показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие (Приложение Г).

7. Определить типы отношения к окружающим (Приложение Г).

8. Провести качественный анализ полученных данных, путем сравнения диаграмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей

9. Сделать выводы.

10. Подготовить отчет.

Контрольные вопросы

1. В каком году разработан личностный опросник Т. Лири и какова его направленность?

2. Кто ввел понятие «Идеал-Я»?

3. Какие факторы наиболее часто выделяются при исследовании межличностных отношений?

4. Назовите типы отношения к окружающим.

 

Рекомендуемые источники информации

1. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Методическое руководство / Л. Н. Собчик. Москва, 1990.

 

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А.. – СПб.: Питер, 2003.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2007

4. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н.Громова. – М.: ЭКМОС, 2000.

Тест Тимоти Лири.

Этап 1 Предварительный (сбор информации).

Предлагается опросник, состоящий из 128 утверждений – характеристик.

Задание состоит в следующем, испытуемый должен оценить, соответствует ли каждое предлагаемое утверждение его представлению о себе (самооценка) или о другом человеке (взаимооценка). Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе или другом человеке (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

Текст ОПРОСНИКА

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79.Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Этап 2. Обработка данных. Прежде всего, производится объединение утверждений – характеристик в группы.

Первую группу (Ось I) составляют утверждения с порядковыми номерами: 1-4, 33-36, 65-68 и 97-100;

Вторую группу (Ось II), соответственно 5-8, 37-40, 69-72 и 101-104;

Третью группу (Ось III): 9-12, 41-44, 73-76 и 105-108;

Четвертую группу (Ось IV): 13-16, 45-48, 77-80 и 109-112;

Пятую группу (Ось V): 17-20, 49-52, 81-84 и 113-116;

Шестую группу (Ось VI ): 21-24, 53-56, 85-88 и 117-120;

Седьмую группу (Ось VII): 25-28, 57-60, 89-92 и 121-124;

Восьмую группу (Ось VIII): 29-32, 61-64, 93-96 и 125-128

Затем подсчитывается общее число выделенных утверждений в каждой из групп. Строится диаграмма (рисунок 1) и полученные значения наносятся в виде точек на соответствующие оси диаграммы, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Затем точки соединяются, образуя уникальный для каждой личности многоугольник – «личностный профиль».

На диаграмме на каждой из восьми осей выделяются значения от 0 до 4 – это низкие значения, от 5 до 8 – умеренные, от 9 до 12 –высокие, от 13 до 16 – экстремальные. При этом значения, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели превышающие 8 баллов свидетельствуют об акцентуации, доминировании определенных личностных качеств. Значения же, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем шкалам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого, что свидетельствует о недостоверности полученных данных.

 

Рисунок 1- Диаграмма «Личностный профиль»

 

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения диаграмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: