Формы и методы осуществления функций государства

Понятие и признаки государства. Теории его происхождения

Государство – организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и обеспечивающая интересы его основных социальных групп, обладающая особыми признаками и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Признаки государства:

Основные:

ü Суверенитет

ü Территория

ü Публичная власть

Дополнительная:


ü Единое экономическое пространство

ü Единая денежная единица

ü Единый официальный язык

ü Единая дорожно-транспортная система

ü Единая информационная система

ü Единая энергосистема

ü Единая внешняя политика

ü Государственные символы


Функции государства:

Основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства в обществе, зависят и устанавливаются в зависимости от целей, которые ставит перед собой государство на определенный период времени.

Внешние:

Основные направления деятельности государства на международной арене


ü Оборона

ü Дипломатическая функция

ü Внешнеполитическая

ü Внешнеэкономическая

ü Правоохранительная

ü Культурное сотрудничество

ü Социальная

ü Экологическая

ü Информационная и т.д.


Внутренние:

Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны


ü Экономическая

ü Социально-политическая

ü Экологическая

ü Борьба с последствиями стихийных бедствий, катастроф

ü Культурная

ü Правоохранительная

ü Транспортная

ü Строительство

ü Информационная и т.








Теории происхождения государства

1. Теологическая теория (религиозная). Широкое распространение получила в средневековье (Ф. Аквинский)

Свойства:

ü Государство возникло по воле бога

ü Государство вечно и незыблемо (устанавливается необходимость всеобщего подчинения государственной власти как продолжению божественной. Светская власть является производной от религиозной, поэтому власть церкви имеет приоритет)

2. Патриархальная теория (Аристотель)

Государство – большая, разросшаяся семья. Оно возникает в результате разрастания семьи из поколения в поколение, и глава семьи становится главой государства.

Власть главы государства подразумевает его заботу о подданных, и подчинение подданных власти главы государства по аналогии с властью отца.

3. Договорная теория. 17-18 вв. эпохи Просвещения (Руссо, Дидро, Спиноза, Локк, Гоббс и др.). Государство возникло в результате заключения общественного договора. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии (эпоха всеобщего благоденствия, полная свобода, состояние войны всех против всех). Каждый человек обладает от рождения естественными правами, полученными от бога или природы. Жизнь людей в обществе приводит к противоречию при реализации этих прав, поэтому нарушается порядок и возникает насилие. Жизнь людей в обществе подразумевает определенные ограничения и наложение на каждого человека определенные обязанности помимо прав. В результате возникновения государства можно связать с моментом, когда люди заключили договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав и возложив на себя обязанности. Заключение договора влечет за собой возможность его расторжения (право на революцию как крайность).

4. Теория насилия 19 в. (Дюринг, Каутский)

Возникновение государства связано с реализацией закономерности подчинения слабого сильному, т.е. слабые разрозненные племена завоевывались более сильными и организованными. Для подчинения этих племен и установления порядка был создан государственный аппарат, органы принуждения, законы и др. механизмы. Государство – механизм защиты слабых.

5. Психологическая теория 19 в.

Появление государства связано с особенностями человеческой психики:

- человеку свойственно жить в обществе, коллективе

- всегда есть люди, стремящиеся к власти, другим же необходимо подчиняться, или нужен лидер

- зависимость людей, человеческого сознания от авторитета вождей, политических и религиозных деятелей и т.д.

Это приводит к тому, что людям свойственно жить в государстве.

6. Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов).

Государство возникло в результате изменения социально-экономических отношений, способов производства, в результате возникновения классов и борьбы между ними. Государство выступает средством угнетения и управления одного класса другим, уничтожение классов приводит к вымиранию государства.

 

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. 

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определённые формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства её достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

− потребностей и интересов населения;

− экономических возможностей общества;

− нравственного и культурного уровня общества;

− профессионализма государственных служащих и структур и др.

Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. 

Классификация функций государства:

1. В зависимости от продолжительности действия:

− постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);

− временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

2. В зависимости от значимости:

− основные (например, функция охраны общественного порядка);

− неосновные (например, функция рассмотрения споров).

3. В зависимости от сферы осуществления:

− внутренние;

− внешние.

4. В зависимости от принципа разделения властей:

− законодательные (правотворческие);

− исполнительные (управленческие);

− судебные.

Формы и методы осуществления функций государства

 

Государство осуществляет свои функции в характерных для него формах и специфическими методами. В юридической науке существует двоякое понимание форм осуществления функций государства.

Во-первых, под формами принято понимать специфические виды государственной деятельности, отличные от деятельности негосударственных органов. К ним относятся законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная формы реализации функций государства.

Во-вторых, под формой осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой или организационной. Правовые формы всегда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий государственных органов и должностных лиц на основе права и в рамках закона. Организационные формы могут носить и неправовой характер.

Правовые формы осуществления функций государства — это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность.

Правотворческая деятельность выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и от мене старых юридических норм.

Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в форме: оперативно-исполнительной и правоохранительной.

Оперативно-исполнительная деятельность — это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлений, приказов и других правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом.

Организационные (неправовые) формы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды.

• Организационно-регламентирующая деятельность;

• Организационно-хозяйственная деятельность;

• Организационно-идеологическая деятельность.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных организаций государство прибегает к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субсидии и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: