Понятие и признаки государства. Теории его происхождения
Государство – организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и обеспечивающая интересы его основных социальных групп, обладающая особыми признаками и занимающая ведущее место в системе социальной власти.
Признаки государства:
Основные:
ü Суверенитет
ü Территория
ü Публичная власть
Дополнительная:
ü Единое экономическое пространство
ü Единая денежная единица
ü Единый официальный язык
ü Единая дорожно-транспортная система
ü Единая информационная система
ü Единая энергосистема
ü Единая внешняя политика
ü Государственные символы
Функции государства:
Основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства в обществе, зависят и устанавливаются в зависимости от целей, которые ставит перед собой государство на определенный период времени.
Внешние:
Основные направления деятельности государства на международной арене
|
|
ü Оборона
ü Дипломатическая функция
ü Внешнеполитическая
ü Внешнеэкономическая
ü Правоохранительная
ü Культурное сотрудничество
ü Социальная
ü Экологическая
ü Информационная и т.д.
Внутренние:
Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны
ü Экономическая
ü Социально-политическая
ü Экологическая
ü Борьба с последствиями стихийных бедствий, катастроф
ü Культурная
ü Правоохранительная
ü Транспортная
ü Строительство
ü Информационная и т.
Теории происхождения государства
1. Теологическая теория (религиозная). Широкое распространение получила в средневековье (Ф. Аквинский)
Свойства:
ü Государство возникло по воле бога
ü Государство вечно и незыблемо (устанавливается необходимость всеобщего подчинения государственной власти как продолжению божественной. Светская власть является производной от религиозной, поэтому власть церкви имеет приоритет)
2. Патриархальная теория (Аристотель)
Государство – большая, разросшаяся семья. Оно возникает в результате разрастания семьи из поколения в поколение, и глава семьи становится главой государства.
Власть главы государства подразумевает его заботу о подданных, и подчинение подданных власти главы государства по аналогии с властью отца.
3. Договорная теория. 17-18 вв. эпохи Просвещения (Руссо, Дидро, Спиноза, Локк, Гоббс и др.). Государство возникло в результате заключения общественного договора. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии (эпоха всеобщего благоденствия, полная свобода, состояние войны всех против всех). Каждый человек обладает от рождения естественными правами, полученными от бога или природы. Жизнь людей в обществе приводит к противоречию при реализации этих прав, поэтому нарушается порядок и возникает насилие. Жизнь людей в обществе подразумевает определенные ограничения и наложение на каждого человека определенные обязанности помимо прав. В результате возникновения государства можно связать с моментом, когда люди заключили договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав и возложив на себя обязанности. Заключение договора влечет за собой возможность его расторжения (право на революцию как крайность).
|
|
4. Теория насилия 19 в. (Дюринг, Каутский)
Возникновение государства связано с реализацией закономерности подчинения слабого сильному, т.е. слабые разрозненные племена завоевывались более сильными и организованными. Для подчинения этих племен и установления порядка был создан государственный аппарат, органы принуждения, законы и др. механизмы. Государство – механизм защиты слабых.
5. Психологическая теория 19 в.
Появление государства связано с особенностями человеческой психики:
- человеку свойственно жить в обществе, коллективе
- всегда есть люди, стремящиеся к власти, другим же необходимо подчиняться, или нужен лидер
- зависимость людей, человеческого сознания от авторитета вождей, политических и религиозных деятелей и т.д.
Это приводит к тому, что людям свойственно жить в государстве.
6. Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов).
Государство возникло в результате изменения социально-экономических отношений, способов производства, в результате возникновения классов и борьбы между ними. Государство выступает средством угнетения и управления одного класса другим, уничтожение классов приводит к вымиранию государства.
Функции государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определённые формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства её достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
− потребностей и интересов населения;
− экономических возможностей общества;
− нравственного и культурного уровня общества;
− профессионализма государственных служащих и структур и др.
Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
|
|
Классификация функций государства:
1. В зависимости от продолжительности действия:
− постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);
− временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).
2. В зависимости от значимости:
− основные (например, функция охраны общественного порядка);
− неосновные (например, функция рассмотрения споров).
3. В зависимости от сферы осуществления:
− внутренние;
− внешние.
4. В зависимости от принципа разделения властей:
− законодательные (правотворческие);
− исполнительные (управленческие);
− судебные.
Формы и методы осуществления функций государства
Государство осуществляет свои функции в характерных для него формах и специфическими методами. В юридической науке существует двоякое понимание форм осуществления функций государства.
Во-первых, под формами принято понимать специфические виды государственной деятельности, отличные от деятельности негосударственных органов. К ним относятся законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная формы реализации функций государства.
Во-вторых, под формой осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой или организационной. Правовые формы всегда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий государственных органов и должностных лиц на основе права и в рамках закона. Организационные формы могут носить и неправовой характер.
|
|
Правовые формы осуществления функций государства — это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность.
Правотворческая деятельность выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и от мене старых юридических норм.
Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в форме: оперативно-исполнительной и правоохранительной.
Оперативно-исполнительная деятельность — это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлений, приказов и других правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом.
Организационные (неправовые) формы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды.
• Организационно-регламентирующая деятельность;
• Организационно-хозяйственная деятельность;
• Организационно-идеологическая деятельность.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных организаций государство прибегает к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субсидии и др.