Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889). Роман «Что делать?»

Литература. Занятие 10.

Цели занятия:

· обучающая знакомство с биографией и творчеством Н.Г. Чернышевского; выявление идейно-тематического своеобразия романа «Что делать?»;

· развивающая развитие навыков работы с информацией (анализ, сопоставление, выделение главного, установление причинно-следственных связей, подбор примеров); анализ художественного текста; активизация познавательной активности студентов;

· воспитательная - выявлениеполитических взглядов Н.Г. Чернышевского, оценка теории разумного эгоизма.

Ход занятия:

Этапы урока (время)

Действия преподавателя

Действия студента

1. Организацион-ный этап(1мин.)

Приветствие; фиксация отсутст­вующих; организация вни­мания студентов.

Быстрое включение в деловой ритм.

2.

Этап постановки цели; мотива-ция учебной деятельности

Сообщение темы, постановка учебной проблемы, совместное определение цели занятия и планирование действий для её достижения. Постановка привлекательной цели.

Знакомство с темой и учебной проблемой. (Формулирование и проговаривание це­левых установок занятия и плана работы. Обоснование актуальности темы.)

У: Тема нашего занятия – … Попробуйте определить, какие задачи необходимо решить каждому из вас в ходе занятия. (С: Перед нами стоят 2 задачи:  познакомиться с биографией и творчеством Н.Г. Чернышевского и выявить идейно-тематическое своеобразие его романа «Что делать?»

У: А теперь попробуйте обосновать актуальность сегодняшней темы. (Во все времена люди мечтали о том, как сделать жизнь счастливой для всех. Роман Н.Г. Чернышевского, безусловно, интересен нам как одна из этих попыток.)

3. Этап актуали-зации и подго-товки к актив-ному, созна-тельному усво-ению новых знаний

Актуализация субъектного опыта студентов (эвристическая беседа).

У:   Что вам известноо Н.Г. Чернышевском?  

Каковы его политические взгляды?

Читали ли вы какие-нибудь его произведения?                                                   

Возможно, какие-либо критические статьи?

4.

 

5.

 

6.

Этап первич-ного усвоения новых знаний

 

Этап первичной проверки усвоения новых знаний

 

 

Этап первичного закрепления новых знаний

Организация знакомства с теорет. материалом по теме; обеспечение ме­тода исследования изучаемых зна­ний, способов и средств; обеспечение ус­воения методики воспроизведения изучаемого мате­риала.   

Знакомство с теоретическим материалом по теме; освоение ме­тодов исследования изучаемых зна­ний, способов и средств (эвристическая беседа; построение структурно-логи­ческих схем изучаемого мате­риала, концептуальной таблицы; анализ художественного текста). Перенос знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях. Фронтальный опрос.

У:                                                           Н.Г. Чернышевский – одна из прекраснейшихпо своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.

А.В. Луначарский

       Н.Г. Чернышевский – писатель, литературный критик, учёный – экономист, философ, по своим политическим взглядам - революционер – демократ. Жизнь

Н.Г. Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) - центральное явление 50 – 60 годов 19 века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины 19 века испытали на себе воздействие Н.Г. Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства. (слайд 1)

Основные этапы жизни и творчества.

1828. (слайд 2) Родился в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны. В семье царил дух демократизма и человечности, с большим уважением относились к книгам. До 12 лет учился дома под руководством отца Гавриила Ивановича, разносторонне образованного человека. В своей «Автобиографии» (слайд 3)

Н.Г. Чернышевский писал: «Я сделался библиографом, пожирателем книг, очень рано». С 8 лет он изучал русский, латинский и греческий языки. (слайд 4) Как и ожидали родители, сын поступил в духовную семинарию, чтобы продолжить дело отца.

1842 – 1845. Саратовская духовная семинария. С детстваН.Г. Чернышевский отличался прекрасными способностями, был мальчиком скромным, но не лишённым честолюбия. В семинарии, кроме богословских предметов, он изучал татарский, арабский, персидский и древнееврейский языки. Однако семинарское образование, как у многих других его ровесников, не стало дорогой к Богу и Церкви, он оставил семинарию, не закончив курса, а со временем отказался не только от религии, но и от признания существовавших в России порядков в целом.

1846 – 1850. (слайд 5) Петербургский университет (историко-филологическое отделение). В этот периодбыли выработаны основы мировоззрения. (слайд 6) 1848 год – французская революция потрясла русское общество и усилила интерес к политике. Н.Г. Чернышевский изучал труды знаменитых французских историков Ф. Гизо и Ж. Мишле. В их работах говорилось о роли народных масс в истории, что уже тогда было близко и понятно Чернышевскому. Кроме того, он усвоил в философском учении Гегеля представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира; у Фейербаха и философов-позитивистов – идею о том, что двигателем всех человеческих поступков является польза, и отрицание божественного происхождения религиозных представлений; у А. де Сен – Симона и Ш. Фурье – мечту об обществе, в котором исчезнет неравенство, частная собственность и все будут радостно сообща трудиться на благо человечества; у

И. Бентама – «теорию разумного эгоизма».

Основы мировоззрения Н.Г. Чернышевского

Учёные Идеи
1. Французские историки Ф. Гизо и Ж. Мишле. Роль народных масс в истории.
2. Немецкий философ Г. Гегель. Представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира (диалектика).
3. Немецкий философ Л. Фейербаха и философы-позитивисты. Идея о том, что двигателем всех человеческих поступков является польза, и отрицание божественного происхождения религиозных представлений.
4. Французские философы – социалисты А. де Сен – Симона и Ш. Фурье. Мечта об обществе, в котором исчезнет неравенство, частная собственность и все будут радостно сообща трудиться на благо человечества.
5. Английский буржуазный философ И. Бентам. «Теория разумного эгоизма».

Вывод: Революция может привести человечество к счастью

Н.Г. Чернышевский писал: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда её, хотя я и знаю, что долго… из этого не выйдет ничего хорошего … надолго только увеличатся угнетения и т.д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».

1851 – 1853. (слайд 7) Преподаватель Саратовской гимназии. В апреле 1851 г. Н.Г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавать в местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались в студенческие годы. Он рассказывал гимназистам о запрещённых в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве. Своей будущей жене Ольге Сократовне он признавался: «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, Бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе».

1853. Женитьба на О.С. Васильевой. (слайд 8) Из дневника Н.Г. Чернышевского: Я хочу любить только одну во всю жизнь… пусть у меня будет только одна любовь. Второй любви я не хочу». Этот брак стал ещё и своеобразным полигоном для проверки на практике новых идей. Н.Г. Чернышевский считал, что женщина и мужчина равны в браке и что женщине нужно предоставить абсолютную свободу – идея для того времени поистине революционная. Позже личный опыт отразился в романе «Что делать?».

1853. (слайд 9) Переезд в Петербург, служба учителем в кадетском корпусе. В 1853 году Н.Г.Чернышевский закончил свою диссертацию «Отношение искусства к действительности». Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу спорной и «посягающей на общепризнанные основы философско – эстетической науки».

1855 (10 мая) – публичная защита диссертации «Отношение искусства к действительности»: отказ от поисков прекрасного в возвышенных сферах «чистого искусства», поскольку «прекрасное есть жизнь»; писатель – реалист, мыслитель, учитель людей и революционер.

1854 – 1862. (слайд 10) Работа в журнале «Современник». Знакомство с Н.А. Некрасовым. Начало карьеры публициста. Редакция журнала не могла остаться в стороне от происходивших в стране процессов, Н.Г. Чернышевский много печатался и высказывал в статьях свои политические взгляды. (слайд 11) Передовые круги российской интеллигенции сразу поняли суть реформы 1861 года – это ограбление крестьян. В день опубликования манифеста, возмущённый, Н.Г. Чернышевский пришёл к своему другу и соратнику, редактору «Современника» Н.А. Некрасову.

Начало 60-х годов – время возникновения многочисленных революционных кружков, объединившихся вокруг тайного общества «Земля и воля», куда входил и Н.Г. Чернышевский. «Современник» и сам Н.Г.Чернышевский стали кумирами революционно настроенной молодёжи, не желавшей останавливаться на достигнутом в результате реформ.

           

1862. (слайд 12) Приостановление издания «Современника» как распространителя революционных идей. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже 15 лет находившегося в эмиграции, к сотруднику журнала Н.А. Серно - Соловьевичу, в котором предлагалось издательство журнала за границей.

1862 (7 июля). (слайд 13) Заключение в Петропавловскую крепость. Сначала ему не предъявили никаких обвинений, а через 8 месяцев обвинили в написании и распространении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (до сих пор неизвестно, кто является автором).

1863 (14 декабря – 4 апреля). Роман «Что делать?» (написан в тюрьме и в марте – мае опубликован в «Современнике»).

1864 (4 мая). Приговор: 7 лет каторжных работ в рудниках и пожизненное поселение в Сибири, лишение всех прав состояния.

1864 (19 мая). (слайд 14) Гражданская казнь. Публичная церемония состоялась на Конной площади в Петербурге: Н.Г. Чернышевского вывели на площадь, повесив на грудь доску с надписью «Государственный преступник», приковали к позорному столбу и сломали над его головой шпагу – символ дворянского звания. Конечно, это было нелепо - Н.Г. Чернышевский не был дворянином, однако всё произошедшее показало слабость власти, а вождя революционной демократии превратило в мученика и героя для нескольких поколений демократической интеллигенции. Герцен в Лондоне написал, что, выставив Чернышевского к позорному столбу, Россия приковала к нему себя на долгие годы.

1864 – 1883. (слайд 15) Каторга и ссылка. Город Вилюйск, рудник Нерчинского горного округа. 7 лет писатель провёл на каторге на рудниках, (слайд 16) затем его отправляют в ссылку в Вилюйск. Чернышевский много пишет, переводит. В 1870-е годы написан роман «Пролог» (опубликован в Лондоне в 1877), рассказывающий о деятельности революционеров в 1850-е годы, непосредственно перед началом реформы. Единомышленники Н.Г. Чернышевского предпринимали попытки освободить писателя, дважды пытались устроить побег, но неудачно. На предложение подать прошение о помиловании он ответил отказом потому что не считал себя виновным. (слайд 17) «Освобождение» пришло в 1883 году, после убийства народниками Александра II, писатель получил разрешение поселиться в европейской части России – в Астрахани (6 лет под надзором полиции). К этому времени он уже был пожилым и больным человеком – годы каторги и ссылки подорвали его здоровье. (слайд 18) В 1889 году Н.Г. Чернышевскому наконец позволили поселиться в родном Саратове, где вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

 

У:  А теперь вернёмся к эпиграфу. Как вы думаете, почему А.В. Луначарский назвал Н.Г. Чернышевского одной из прекраснейшихпо своей законченности и широте человеческих натур?

Роман «Что делать?»

       (слайд 19) Самый известный роман Н.Г. Чернышевского был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Рукопись прошла двойную цензуру – сначала членов следственной комиссии, а затем цензоров «Современника». Цензор О.А. Пржецлавский: «…это произведение … оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми».

- Вспомните, какой герой пришел на смену «лишним» и «маленьким людям» в литературе второй половины 19 века (Лекция 6).

- Кто были эти «новые люди»?

Не случайно полное название романа Н.Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях».

Оценка читателей была неоднозначной: передовая молодёжь с восхищением отзывалась о романе – они узнавали в нём кумиров своего поколения; враги писателя, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы над автором; в защиту романа на страницах журналов «Русское слово» и «Искра» выступили критики Д.И.Писарев и В.С. Курочкин.

(слайд 20) Прототипы. Основа сюжетной линии – история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Чтобы освободить из-под гнёта родителей свою ученицу Марию Обручеву, он женился на ней, но через несколько лет она полюбила другого человека – учёного-физиолога И.М. Сеченова. Таким образом прототипом Веры Павловны стала Обручева, Лопухова – Боков, а Кирсанова – Сеченов.

Н.Г. Чернышевский посвятил роман своей жене Ольге Сократовне (2 прототип Веры Павловны).

(слайд 21) В образе Рахметова видны черты характера самого Н.Г. Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.А. Некрасова, но главный прототип – саратовский помещик Бахметьев, передавший А.И. Герцену часть своего состояния на издание журнала «Колокол» и революционную работу (в романе есть эпизод, когда Рахметов передаёт деньги Фейербаху на издание его сочинений).

Теперь давайте посмотрим, как изменился литературный герой, какие принципиальные различия есть между тургеневским Базаровым и «новыми людьми» Чернышевского. (слайд 22)

 

Тема нового общественного деятеля, сменившего тип «лишнего человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети» Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
Базаров Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна, Рахметов
нигилизм разумный эгоизм
Научная деятельность. Научная и общественная деятельность.
Одиночество и трагическая смерть. Сплочённость и стойкость.

 У:  Теперь давайте вспомним содержание романа и определим его основные проблемы.

(слайд 23) Проблемы романа – появление и деятельность «новых людей»; люди «старого мира» и их социальные и нравственные пороки; любовь, семья и эмансипация; любовь и революция.

Композиция: 3 временных измерения.

Прошлое Настоящее Будущее
Порочный старый мир, еще существующий, но уже изживающий себя. Появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», новые человеческие отношения. Революция и новая жизнь (четвёртый сон Веры Павловны)

 (слайд 24)

Реферативное сообщение «Новые люди в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

 

Система образов (антитеза)

Старый мир «Новые люди»
Домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья Жан, Серж и Жюли – не способные к труду эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия». Мать Веры Павловны Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина, но на своих близких смотрит «под углом зрения доходов, которые можно из них извлечь». Кирсанов и Лопухов – разночинцы, гордящиеся своим происхождением, люди сильной воли и большого ума, с чувством собственного достоинства, упорно трудятся, увлечены наукой и революционной деятельностью; Вера Павловна – её личное счастье «невозможно без счастья других», поэтому она устраивает мастерские, помогает другим женщинам; «особенный человек» Рахметов - умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью профессиональный революционер.

Реферативное сообщение «Особенный человек в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (слайд 25)

 (слайд 26) Каковы основные положения «Теории разумного эгоизма»?

Практикум 1: Чтение и анализ главы 4 (о мастерских - стр. 286 - 287)

Вопросы для обсуждения:

- Какими принципами В.П. руководствовалась при наборе персонала? Почему? (прямодушие, добрый характер, рассудительность, уживчивость; лично знакомится с ними)

- Почему она сразу не раскрывает все свои планы? Не рассказывает о «новых людях»? (действует прямо, но постепенно, внимательно анализируя результаты работы и реакцию девушек)

Стр. 288 – 289

- Почему В.П. предлагает швеям самим выбрать контролёров расходов?

- Почему выбирает на короткий срок?

- Почему не сделала этого сразу? (действует честно, открыто и мудро)

Стр. 289 – 290

- Могла ли В.П. единолично назначить себе вознаграждение за работу? Почему не сделала этого? (прибыль, по её мнению, зависит от старания и добросовестности работниц, а если поступить с ними несправедливо, то они не будут заинтересованы в том, чтобы работать добросовестно, и прибыль уменьшится – общая выгода пострадает)  

Стр. 291 – 292

- Что вам понравилось и не понравилось в устройстве жизни работниц мастерских?

- Какие принципы лежат в основе производственных отношений? (взаимная выгода и справедливость, разумная забота о близких)

- Как вы думаете, если бы работающие девушки не сами бы платили за своих престарелых и маленьких родственников, а им назначалось бы некое содержание из общей кассы, к чему бы это привело?

- Почему способным работать престарелым родственникам была предложена оплачиваемая работа? Может быть, они могли бы просто безвозмездно помогать своим близким? (исключена возможность жить за чужой счёт, дано право самому распоряжаться собственными средствами)

Стр. 292 – 293

- Зачем В.П. организовала обучение девушек? (это равенство, полное равноправие, равные перспективы роста, духовное совершенствование)

7. Этап контроля и самопроверки

У: Создание текста – рассуждения. Обобщите информацию, которую мы получили в результате беседы, в связном тексте-рассуждении «Экономическая целесообразность мастерских Веры Павловны». Тезис: «Я считаю, что прибыль мастерских Веры Павловны будет расти».

С: Выполняют проверочную работу.
8. Этап подведения итогов; рефлексия

1. Какую полезную для вас информацию вы получили на сегодняшнем занятии?

2. Что ещё вы хотели бы узнать о

3. Оцените по пятибалльной системе эффективность занятия для вас лично.

С: Отвечают на вопросы.

7. Этап информиро-вания о задании для самостоя-тельной работы и инструктаж по его выполнению

У: [1] стр. 198 – 213; чит. повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»;  [2] лингв. анализ ключ. понятий повести стр. 37-38 (устно).

 

С: Записывают задание для самостоятельной работы.

             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: