Пособия для изучения течений

Лекция № 1.10-2

Тема: Графическое счисление пути судна с учетом воздействия течения.

(в соответствии с рабочей программой дисциплины)

  Время 2 часа.

 

Вопросы выносимые на лекцию

 

  1. Классификация течений.
  2. Навигационный скоростной треугольник
  3. Учет течения при счислении.
  4. Решение основных задач

 

 

1. Классификация течений. Общие сведенья о течениях.

  Навигационные характеристики течений. Морские течения являются следствием воздействия на водные массы ряда различных сил, зависящих от астрономических и гидрометеорологических факторов. В зависимости от устойчивости морские течения делятся на постоянные (непериодические), периодические и временные.

   Постоянными (непериодическими) течениями называют такие течения, скорость и направление которых из года в год остаются более или менее постоянными. Причинами появления этих течений являются, в частности, постоянно дующие ветра, например пассаты. Для учета постоянных течений требуются сравнительно редкие аналитические расчеты или геометрические построения на карте и при этом результаты счисления являются, как правило, достаточно достоверными.

Периодическими течениями являются главным образом приливно-отливные течения, меняющие свое направление и скорость в соответствии с периодом и величиной приливно-образующих сил. Для изучения закономерностей, которым подчинены приливно-отливные течения, необходимы длительные наблюдения, что далеко не всегда возможно. Поэтому навигационные пособия, содержащие сведенья по приливно-отливным течениям, основываются в большинстве своем на сравнительно краткосрочных наблюдениях. Если учесть, что скорость и направление приливно-отливных течений сильно зависит от различных вторичных факторов - ветра, конфигурации берега, рельефа дна и др. и что влияние этих факторов изучено не достаточно, можно сделать вывод, что при учете таких течений при счислении возможны значительные ошибки в счислении пути корабля. Кроме приливно-отливных, к периодическим относятся такие, которые каждую половину года меняют направление на обратное. Эти течения вызываются действием ветров, называемых муссонами, дующими одну часть года в одном направлении, а другую - в обратном.

     Временными течениями называются течения, вызываемые различными причинами: действием ветра, дующего продолжительное время в одном направлении; изменением плотности воды, например, из-за большого ее испарения, или поступлением пресной воды; изменением уровня моря и атмосферного давления. Скорость и направление временных течений зависит от величины и продолжительности действия образующих сил. В настоящие время учесть эти силы можно лишь для некоторых районов, где проводились многолетние комплексные наблюдения. Для большинства же районов сведенья о временных течениях являются, как правило, ориентировочными. Предвычисление данных, характеризующих временные течения, основываются обычно на учете только основных факторов, в частности ветра, и поэтому при учете таких течений счисление будет весьма приближенным.

Пособия для изучения течений.

  Сведения о течениях приводятся в Атласах течений, в Атласах физико-геграфических данных, на морских навигационных картах, в лоциях и в таблицах приливно – отливных течений.

Течение представляет собой поступательное перемещение вод­ных масс. Элементами течения являются его направление (в гра­д) и скорость (в узлах). К  и V

Направление течения соответствует направлению движения водных масс и обозначается той точкой картушки компаса, к ко­торой из центра картушки движутся водные массы.    Иногда пользуются правилом «течение идет из компаса»  

Например, направление течения 0° означает, что течение направлено на N; течение 225° направлено на SW.  

 

 

2. Навигационный скоростной треугольник.

Под действием собственных движителей судно переме­щается относительно воды по истинному курсу с относительной скоростью Vo (рис.).

Под воздействием течения судно перемещается относительно поверхности Земли по направлению течения Кт с переносной ско­ростью, равной скорости течения Vт.

Рис.

Суммарное (результирующее) перемещение судна относительно поверхности Земли складывается из относительного и пере­носного перемещений и происходит с путевой скоростью V. Вектор путевой скорости судна равен геометрической сумме векторов относительной и переносной скоростей      

V= V  + V

Треугольник ОАВ,сторонами которого являются Векторы от­носительной, переносной и путевой скоростей, называется нави­гационным скоростным треугольником.

Линия ОА, по которой направлен вектор путевой скорости, на­зывается линией пути при течении. По этой линии совер­шается фактическое перемещение судна при наличии течения.

Угол между северной частью истинного меридиана и направле­нием линии пути при течении называется путевым углом    ПУ .

Угол  между линией пути и линией истинного курса называется углом сноса и рассчитывается по алгебраи­ческой формуле

= ПУ - ИК

Таким образом, при наличии течения судно перемещается по линии пути с путевой скоростью V.

Рулевой удерживает судно на заданном истинном курсе, по­этому диаметральная плоскость судна при его перемещении по линии пути остается параллельной линии истинного курса.

 

 3. Учет течения при счислении.

При счислении пути судна должно учитываться как движе­ние судна под воздействием собственных движителей, так и его перемещение под воздействием течения.

Относительный лаг фиксирует скорость судна относительно воды. Течение этим лагом не учитывается. Поэтому при счислении пути судна с помощью относительного лага дополнительно должно быть учтено перемещение судна под воздействием тече­ния. Для этого необходимо иметь источник информации об элемен­тах течения.

Абсолютный лаг фиксирует в конечном итоге результирующую (путевую) скорость судна относительно поверхности Земли, т. е. он учитывает и собственное движение судна, и его перемещение под воздействием течения. Поэтому при счислении пути судна с помощью абсолютного лага необходимость учета течения от­падает.

Рассмотрим задачи, возникающие при ручном графическом счислении пути судна с учетом течения с использованием отно­сительного лага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: