Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на видимые с судна ориентиры. Направления в море определяются относительно истинного меридиана и называются истинными направлениями.
Направление движения судна определяется истинным курсом ИК. Истинным курсом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки (рис. 5).
Диаметральной плоскостью судна называется вертикальная плоскость, проходящая через продольную ось симметрии судна.
Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.
Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом ИП (см. рис.5).
|
|
Рис.5.
Истинным пеленгом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке. Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объекта, называется визирной плоскостью. Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга, которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом ИП является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.
При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом ОИП(см. рис.5):
ОИП= ИП±180º. (1)
Правило знаков: + 180 , если ИП < 180 , -180 , если ИП> 180 . При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол КУ - горизонтальный угол между носовой частью продольной оси судна и направлением из точки наблюдения на объект (см. рис. 5). Таким образом, курсовым углом КУ называется угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.
В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет. Например: КУ= 10 л/б, КУ= 63 п/б.
|
|
При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными, а курсовые углы левого борта считают отрицательными.
При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете.
Рис.6
Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0 до 360 . Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла ОКУ. Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами, как видно из Рис.6,определяется выражениями
ОКУ= КУ п/б; ОКУ= 360 - КУ л/б. (2)
Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУА = 90 - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна - называют траверзом.
Математическая зависимость между истинными направлениями видна из рис. 5:
ИП= ИК + КУ; ИК= ИП-КУ; КУ= ИП-ИК; (3)
При расчетах по формуле (3) следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360 , а полученный результат считать положительным.