Истинные направления

 

Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относи­тельно заданного пути, а также направления на видимые с судна ориентиры. Направления в море определяются относительно истинного меридиана и называются истинными направлениями.

Направление движения судна определяется истинным курсом ИК. Истинным курсом называется горизонтальный угол между се­верной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки (рис. 5).

Диаметральной плоскостью судна называется вертикальная пло­скость, проходящая через продольную ось симметрии судна.

Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинно­го горизонта, образует линию курса судна. Таким образом, истин­ным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круго­вой системе счета.

Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом ИП (см. рис.5).

 

Рис.5.

 

Истинным пеленгом называется горизонтальный угол между се­верной частью истинного меридиана и направлением из точки на­блюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке. Вертикаль­ная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место на­блюдаемого объекта, называется визирной плоскостью. Пересече­ние визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта обра­зует линию пеленга, которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом ИП является угол между се­верной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.

При решении отдельных задач используется направление, про­тивоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом ОИП(см. рис.5):

 

ОИП= ИП±180º.                                                            (1)

 

Правило знаков: + 180 , если ИП < 180 , -180 , если ИП> 180 . При решении задач, для которых особое значение имеет взаим­ное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол КУ - горизонтальный угол между носовой частью продольной оси судна и направлением из точки наблюдения на объект (см. рис. 5). Таким образом, курсовым углом КУ называет­ся угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полу­круговой системе счета направлений.

В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, ука­зывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет. Например: КУ= 10 л/б, КУ= 63 п/б.

При решении задач курсовые углы правого борта считают поло­жительными, а курсовые углы левого борта считают отрицатель­ными.

При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете.

 

Рис.6

 

 

Счет при этом ведут от носовой ча­сти диаметральной плоскости судна вправо   от 0 до 360 . Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла ОКУ. Связь между отсчетом курсового угла и курсо­выми углами, как видно из Рис.6,определяется выражениями

 

ОКУ= КУ п/б; ОКУ= 360 - КУ л/б.                                   (2)

 

 

Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУА = 90 - направление, перпендику­лярное диаметральной плоскости судна - называют траверзом.

Математическая зависимость между истинными направления­ми видна из рис. 5:

 

ИП= ИК + КУ; ИК= ИП-КУ; КУ= ИП-ИК;                                    (3)

 

При расчетах по формуле (3) следует помнить о необходимос­ти учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключает­ся в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь от­рицательных значений. Если все же при решении задач будет полу­чено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360 , а полученный результат считать положительным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: