Судовые указатели направлений

Лекция № 1. 5

Тема: Понятие о земном магнетизме и его элементах.

 Магнитная девиация и склонение. Поправка магнитного компаса.

(в соответствии с рабочей программой дисциплины)

  Время 2 часа.

 

Вопросы выносимые на лекцию

 

1. Судовые указатели направлений.

2. Понятия о магнитном поле земли и судна.

3. Магнитные направления.

4. Компасные направления по магнитному компасу.

5. Способы определения поправки компаса.

6. Контроль за работой курсоуказателей в море.

 

 

Судовые указатели направлений.

 

Для определения на­правления истинного меридиана на судах используют технические средства, называемые курсоуказателями. Основными из них явля­ются гироскопические компасы (гирокомпасы) и магнитные ком­пасы.

Гирокомпас (ГК) – электромеханиче­ское устройство основанное на использовании свойств гироскопа и вращения земли.

Показания основного прибора гирокомпаса с помощью электрической системы передачи передаются на репитеры– указатели курса, установлен­ные на ходовом мостике и в других частях судна.

Гирокомпас позволяет определять направления с точностью до 1 , что удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности плавания. При изменении курса и скорости у гирокомпаса возни­кают инерционные погрешности, резко снижающие точность ра­боты. В высоких широтах   гирокомпас теряет свойство быть курсоука­зателем. Гирокомпас – сложный измерительный прибор и требует специального электрического питания и квалифицированного об­служивания. На современных судах гирокомпасы являются основ­ными курсоуказателями.

Магнитный компас. Действие магнитного компаса (МК) основа­но на свойстве свободно подвешенной магнитной стрелки уста­навливаться по направлению магнитных силовых линий магнит­ного поля.

Основной частью магнитного компаса является магнитный чувствительный элемент, состоящий из системы магнитных стре­лок. Эта система магнитных стрелок аналогична одной магнитной стрелке высокого качества.

Под действием магнитного поля Земли, магнитная стрелка ус­танавливается по направлению силовых линий этого магнитного поля. Однако из-за несовпадения магнитных и географических по­люсов Земли, направление силовых линий не совпадает с направ­лением истинного меридиана. Поэтому направления, измеренные с помощью магнитного компаса, не являются истинными. Их не­обходимо исправлять поправками, которые на судне должны быть известны. Для надежной работы магнитного компаса на судне тре­буется создание специальных условий, ослабляющих влияние су­довых магнитных и электромагнитных полей. Магнитные компа­сы просты и не требуют электрического питания, но точность их сравнительно ниже и на современных судах они используются как резервные курсоуказатели.

В зависимости от места установки магнитных компа­сов на судне они называются:

Главным магнитным компасом, который устанавливаются на мостике и служит для определения направлений на различные объек­ты в, море и на берегу;

Путевым магнитным компасом, который устанавливают на постах управления рулем и предназначен для удержания рулевым задан­ного курса судна.

Помимо гироскопического и магнитного компасов, для определения направлений в море могут использо­ваться» и другие гироскопические указатели направле­ний. Примером таких указателей являются гироазимуты.

  Гироазимут представляет собой гироскопиче­ское устройство, которое, будучи установленным в за­данном направлении, определенное время удерживает его с необходимой точностью.

В последнее время для определения направлений в море стали использовать курсоуказатели построенные на основе систем космической навигации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: