Основные категории профессиональной педагогики

Професійна педагогіка

Лекція 1

 

Професійна педагогіка як наука

 

План

 

1. Педагогіка як наука про виховання людини-професіонала.

2. Основні категорії професіональної педагогіки.

3. Джерела педагогічного знання.

4. Зв'язки професійної педагогіки з іншими науками.

5. Структура професійної педагогіки.

6. Основні методи педагогічного дослідження.

Література

 

Обов’язкова

 

1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – С. 119-124, 140-142.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – С.76-84.

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С.5-116.

4. Подласый И.П. Педагогика: В 2-х кн. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1. – С.9-70.

Рекомендована

 

1. Професійнаосвіта: Словник: Навч. посіб. / Уклад. С.У. Гончаренко та ін.; За ред. Н.Г. Ничкало. – К.: Вища шк., 2000. – 380 с.

2. Концепція розвитку професійно-технічної освіти в Україні //Професійно-технічна освіта. – 2004.-№3. – С.2-5.

 

1. Профессиональная педагогика наука о воспитании человека-профессионала

Педагогика состоит из целой системы педагогических наук, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Среди этих наук особое положение занимает педагогика профессионального образования.

Под педагогикой профессионального образования понимают область теоретического и практического научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня образования, характера и профиля трудовой профессиональной деятельности.

Современный высокий уровень производства требует такой же высокий уровень подготовки рабочих и специалистов по многим профессиям и специальностям. Однако, сложившаяся на трудовом рынке ситуация, обнажила противоречие между потребностью в профессионалах высокой квалификации и крайне условным профессионализмом. При этом обострилось противоречие между интересами работодателей и интересами работников, предлагающих свою рабочую силу на рынке труда. Исследования социальных процессов, приводящих к невостребованности специалистов и рабочих на рынке труда, показывают, что проблема безработицы вызвана не только отсутствием рабочих мест, но и тем, что и предлагаемые профессиональные качества не удовлетворяют спросу на рынке труда.

Успешному трудоустройству в значительной мере препятствуют отсутствие у работников опыта по предложению своих услуг на рынке труда, взаимодействию с работодателем и, что особенно важно, полная неподготовленность к пересмотру своего профессионального опыта в соответствии с требованиями вакантного рабочего места.

Из-за не стабильности, свойственной современной экономической обстановке, требования к профессионалу, с точки зрения сохранения его конкурентоспособности еще больше ужесточаются. Конкурентоспособность специалиста может быть обеспечена, прежде всего, за счет высокого уровня профессиональной подготовки

Огромное разнообразие видов трудовой и профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития человека на всех этапах его профессионального становления. Элементы становления просматриваются с раннего возраста ребенка, когда он приобщается к окружающему миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребёнок в семье, в дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, содержаться зачатки профессиональной подготовки и развития профессиональных задатков. Поэтому профессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний широкого диапазона, несводимая к конкретной узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.

Объектом профессиональной педагогики является сфера профессиональной подготовки человека к труду. К сфере профессиональной подготовки относят всю систему профессионального образования, которая включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, а также органов управления профессиональным образованием.

Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.

Основные функции профессиональной подготовки:

Теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень); выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень); проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция: разработка методических материалов, планов. Программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень); внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень); анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

 

Основные категории профессиональной педагогики

 

Профессиональная педагогика

Категории Характеристика
1 2
Профессиональная ориентация Система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-валеологических, правовых мероприятий, направленных на оказание человеку помощи в осознанном и самостоятельном выборе профессии. Компонентами профориентации являются: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профвоспитание
Профессиональное самоопределение Процесс и результат выбора профессии и развития чело века как субъекта будущей профессиональной деятельности. Включает в себя следующие этапы: интерес к проблеме выбора профессии (мечта о той или иной профессии); профессиональную направленность (предварительный выбор профессии); профессиональное самосознание (осознанное профнамерение); профессиональное призвание (осознанное профстремление)
Профессиональное образование Процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания. Уровни: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование
Профессиональное обучение Процесс и результат овладения обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками. Осуществляется в начальных, средних, высших профессиональных учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования
Профессиональное воспитание Процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности. Различают общие и специальные профессиональные качества
Профессиональное развитие Развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Этапы: профессиональное самоопределение, профессиональная обученность и умелость, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество
Профессиональное становление Результат профессионального развития: разряд, категория, класс, должность, степень, звание и др.
Профессиональная культура Достигнутый уровень осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки, личные качества, профессиональную этику и эстетику
Учреждения профессионального образования Государственное, муниципальное или частное учебное заведение, реализующее образовательную программу определенного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования). Различают типы и виды учреждений профессионального образования. Например, вузы бывают следующих видов: институты, академии, университеты

 

В профессиональных учебных заведениях учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой, являющейся составной частью общественного способа производства, в которую кроме объектов труда (средств и предметов труда) входят и его субъекты (работники).

Чтобы выполнять эту общественную функцию, неизбежную для
каждого человека, будущие работники должны быть достаточно образованны и профессионально подготовлены.                     

Труд в обществе можно разделить на производительный и управленческий.

Производительный труд – труд, в результате которого создается какой-либо продукт, как материальный (стол, телевизор, компьютер), так и информационный (книга, картина, музыка). Поэтому к работникам производительного труда относятся и те, кто трудится в материальной сфере и те, кто трудится в сфере информационной. Работники же управленческого труда (управленцы) осуществляют координацию деятельности множества людей, работающих в производительной сфере.


  Профессиональное мастерство    
         
    Профессиональная деятельность    
         
Профессиональная квалификация   Готовность к профессиональной деятельности   Профессия (специальность)
         
    Профессиональное образование   Профессиональное обучение   Профессиональное воспитание    

 

Система специфических категорий и понятий профессиональной педагогики

Работник – человек, нанявшийся на производство, осуществляю­щий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты своего труда.

Рабочий – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования, в основном исполнительского ха­рактера.

Специалист – человек со средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организа­ции и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и произво­дительный труд.

Работник (рабочий, специалист) является субъектом труда и относится к производительным силам. Подготовка рабочего осуществ­ляется в образовательных учреждениях системы начального профессио­нального образования, а специалиста – в средних и высших профессио­нальных учебных заведениях.

Распределение по профессиям производится на основе разделения труда, предполагающего специальную подготовку для выполнения определенных работ. Чтобы стать рабочим или специалистом, необходимо освоить какую-либо профессию или специальность в соответствующей отрасли народного хозяйства.

Профессия – это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.

Специальность – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии. Процесс профессиональной подготовки будущего рабочего (специалиста) обязательно связан с его развитием, которое осуществляется также посредством образования, воспитания обучения. При этом задействуются и развиваются механизмы самообразования, самовоспитания, самообучения, но все они имеют профессиональную направленность. Результатом такой подготовки является готовность к профессиональной деятельности. Готовность выступает как интегративный результат и итог подготовки по различным ее составляющим, как определенное личностное качество рабочего (специалиста),

Можно говорить о том, что результат развития личности будущего
работника в процессе профессиональной подготовки может быть оценен по такому интегративному личностному качеству, как готовность к профессиональной деятельности. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Все эти понятия входят и
рассмотренные ранее – образование, воспитание, обучение. Здесь также закономерно употребление таких понятий, как профессиональное самообразование, профессиональное самовоспитание, профессиональное
 самообучение.
Их специфика заключается в направленности на развитие личности и формирование готовности к профессиональной деятельности своими собственными средствами.

Сложный процесс профессионального самообразования, самовоспитания, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным образованием, воспитанием, обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста (рабочего).

В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени: профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях, а высший качественный уровень, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой дея­тельности, оценивается как профессиональное мастерство.

Готовность к профессиональной деятельности – это интегративная система психологических образований будущих специалистов, обеспечивающая, эффективное выполнение поставленных целей. Она включает в себя следующие компоненты: мотивационную готовность, ориентационную готовность, психофизиологическую готовность, со­циально-личностную готовность, социально-профессиональную го­товность, операциональную готовность.

Например, готовность к профессиональной деятельности будуще­го рабочего-строителя будет включать в себя: убеждение в правильно­сти выбранной профессии строителя, осознание значимости данной профессии для общества, хорошее физическое здоровье, способность выносить резкую смену температур, ощущение пространства, отсут­ствие страха высоты, эмоционально окрашенное, благожелательное и бережное отношение к предметам и орудиям труда, профессиональ­ную умелость, а также такие характеристики личности, как организо­ванность, ответственность, гражданская зрелость, моральные качест­ва, профессиональная мобильность, предприимчивость. Как видим, готовность как качество личности подразумевает не только професси­ональную компетентность, но и определенные профессионально зна­чимые личностные качества как гражданина общества.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: