Общенаучные и специальные методы, применяемые в криминологических исследованиях

ЛЕКЦИЯ 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понятие методики криминологического исследования

Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов или совокупности методов, с помощью которых изучаются разнообразный конкретные проблемы преступности.

Под методикой в философской литературе понимается способ или средство познания социальной действительности. В узком плане методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности преступников, а также о мерах борьбы с нею. Результатом криминологических исследований должны быть практические выводы с рекомендациями, предложениями по повышению эффективности борьбы с преступностью, по составлению программ предупреждения преступности и совершенствованию законодательства и т. п. В связи с этим отдельными учеными в понятие методики включаются и методы разработки таких выводов, предположений и рекомендаций.

Исходя из общенаучного диалектического метода познания социальной действительности, криминология использует для исследования проблем преступности разнообразные частно - научные методы. Эти методы довольно многочисленны и в большинстве случаев отнюдь не криминологические. Многие конкретные методы заимствуются из таких наук, как социология, психология, юридические науки, статистика, демография, экономика.

Применительно к современной криминологии все методы условно можно классифицировать на три группы:

♦ методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.);

♦ методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод);

♦ методы, используемые в психологии (социометрия, тестирование и др.). Особое место в криминологии занимает статистический метод.

Применение тех или иных методов в любом криминологическом исследовании на различных объектах (трудовой коллектив предприятия, социальная группа, район, город и т. д.) обусловливается главным образом предметом, целями и задачами изучения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в науке нет универсальных методов; каждый метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Поэтому необходимо сочетать методы по принципу подкрепления, дополнительности и взаимоконтроля. Увлечение каким-то одним методом без широкого использования других может привести к ошибочным выводам.

Овладение совокупностью методов и применение их с должным вниманием дела обусловливают получение доброкачественной и полной информации и, следовательно, способствуют повышению обоснованности выводов, рекомендаций и предложений.

Общенаучные и специальные методы, применяемые в криминологических исследованиях

Успех криминологического исследования зависит не только от полнотыи четкости программы, правильно поставленных задач и удачно формулированных гипотез. Он во многом предопределен избранными методами исследования, обеспечивающими качественную, полную, сопоставимую и надежную информацию, отсутствие которой неизбежно приводит к субъективизму.

 

 


Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже указывалось ранее, значительное число частно-научных методов. Наиболее важным из них является статистический метод.

1. Статистический метод. Статистикаодин из методов познания состояния и развития социальных явлений. Преступностьэто массовое социальное явление. Поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволит обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других. В результате можно получить необходимые данные для разработки различных мер предупреждения преступности, для оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.

Статистический метод в криминологических исследованиях включает в себя, как правило, три этапа. Первый этап — сбор необходимой первичной массовой информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуре, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел, эксперимента и т. д.

Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество и затем группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам), проводится подсчет по этим признакам, что сводится воедино в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах.

Различают три вида группировок: типологические, вариационные и аналитические.

Типологические группировки — это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений).

Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по качественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д.

Аналитические группировки ставят перед собой цель установить взаимосвязь между изучаемыми явлениями. Например, между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т.д.

Третьей, завершающей стадией (этапом) статистической работы, является анализ собранных и сгруппированных данных о преступности при помощи обобщающих показателей. Он представляет собой процесс и результат сравнения, изучения полученных первичных и сгруппированных цифровых данных, их обобщения для установления взаимосвязей и закономерностей криминологически значимых явлений и процессов.

Выполнение описательной задачи статистико-криминологического исследования завершается вычислением комплекса показателей, характеризующих состояние преступности, ее структуру, характер и динамику за ряд лет; дается ее количественно-качественная характеристика. После этого переходят к выполнению аналитической задачи, собственно анализу. Он состоит в интерпретации полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами; соотносятся полученные данные с уже имеющимися и доказанными и т.д. На этой основе вырабатываются рекомендации и предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью. Следует также иметь в виду, что при изучении некоторых вопросов преступности и борьбы с ней необходимо сопоставлять данные уголовной статистики с данными иной статистики - демографической, экономической и др. Так, при анализе состава осужденных по полу, возрасту, по социальному положению, по образованию используются для сравнения данные статистики населения (демографическая статистика). Данные о численности населения и ее изменениях требуются и для вычисления коэффициентов преступности. При изучении преступлений против личности или хулиганства показатели их уровня, динамики и структуры сопоставляются с показателями потребления алкоголя. Для исследования влияния пьянства на преступность важное значение имеют данные о производстве и продаже алкогольных напитков и т. д. (экономическая статистика).

2. Выборочный метод. Для изучения проблем преступности и состояния борьбы с ней недостаточно пользоваться данными статистической отчетности МВД, суда, юстиции и прокуратуры, поскольку она всегда бывает ограничена в объеме. В частности в статистических отчетах не содержится данных о мотивах преступлений, о конкретных причинах и условиях совершения преступлений, многих данных о личности преступников и др. Эту дополнительную информацию можно получить путем выборочного исследования. Его сущность состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.

Теория статистики и практика утверждают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности (генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Так, например, выборка 10% из 1000 уголовных дел об убийствах показала, что мотив убийств из ревности составил 13%, в то время как на основе сплошного изучения (т. е. всех 1000 дел) этот мотив составил 8%. Отсюда ошибка репрезентативности будет составлять 5%.

Следует отметить, что пределы допустимой ошибки обусловлены целями исследования. Как свидетельствует практика криминологических исследований в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3-10%.

Вместе с тем, опираясь на установленные теорией статистики формулы и разработанные специальные таблицы, можно всегда рассчитать величину этой ошибки и определить число единиц, включенных в выборку, с тем чтобы ошибка не превышала пределов, допустимых при оценке ситуации. Следует также иметь в виду, что чем больше выборка (в процентном отношении ко всей совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.

В криминологических исследованиях наиболее часто применяются такие способы выборки, как случайная и по принципу квот. Сущность случайной выборки состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за 1 год в районе составляет 1000, но мы хотим изучить личности вора по 100 делам. Следовательно, исходя из случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое 10-е. В качестве основы такой выборки должна служить картотека суда. Выборка рассчитывается по формуле:

 

К = N / n

где К – ключ отбора, N – величина генеральной совокупности; n – величина случайной совокупности.

Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям нередко затруднительно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени, сил и средств. Выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получения интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.

К социологическим методам, применяемым в криминологии, относятся, как уже отмечалось выше, метод наблюдения, экспертных оценок, контрольной группы, документальный метод и опрос. Общим для всех этих методов является то, что они, как правило, применяются при выборочных криминологических исследованиях. Способы и приемы обработки и анализа результатов, полученных от использования социологических методов, те же, что и изложенные ранее применительно к информации, полученной из уголовной и иной статистики.

1. Наблюдение. Это специфический метод в криминологических исследованиях. Он состоит в том, что исследователь не собирает сведения от других лиц, а сам непосредственно воспринимает и описывает интересующие его факты, события, ситуации и процессы (например, наблюдение и фиксирование хода рейда по выявлению безнадзорных подростков). Различают два вида наблюдения: простое и включенное

При простом наблюдении фиксация событий, фактов ведется как бы «извне» по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты, события, процессы. Включенное наблюдение заключаетсяв том, что исследователь смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, например членом трудового коллектива, в котором систематически происходят хищения готовой продукции, членом группы правонарушающих подростков. Результаты наблюдений фиксируются.

2. Метод опроса. Опрос является одним из распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер предупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др. Все разнообразие методов опроса, применяемых в социологии и криминологии, можно свести к двум основным видам: анкетирование; интервьюирование.

При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью — это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью - это инструмент регистрации первичных фактов. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования.

Психологическая наука различает два вида интервью: формализованное и свободное. При формализованном интервью заранее вопросы подготовляются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

В социологической литературе справедливо отмечается, что метод опроса не может быть универсальным, единственным методом любого исследования. Метод опроса дает положительные результаты только тогда, когда он позволяет сопоставить субъективные оценки опрашиваемых с соответствующими объективными данными.

3. Метод контрольной группы. Эксперимент. При исследовании отдельныхкриминологических проблем может применяться метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая - контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.

Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, - один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму общественной деятельности, предпринимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.

Особенность социального эксперимента как метода исследования состоит в том, что он предназначен и незаменим для изучения не наличных, не готовых форм социальной жизни, а контролируемых, т. е. искусственно создаваемых, планируемых и сознательно внедряемых в эту жизнь. В социальном эксперименте искусственное изменение условий и форм общественной жизни является единственной необходимой предпосылкой достижения познаваемой и практической цели.

Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии - колония-поселение прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того как эффективность нового вида колонии была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно.

4. Метод экспертных оценок. Это получение мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др. Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что центром количественной и качественной оценки объективных и субъективных факторов, влияющих или обусловливающих преступность, становится мнение специалистов, опирающееся на их профессиональный научный и практический опыт.

5. Документальный метод. Изучение документов - один из важнейших методов получения информации в криминологических исследованиях. Документальный метод подразумевает сбор и анализ данных из различного рода официальных и неофициальных, письменных и графических документов, предназначенных для передачи или хранения информации.

Одно из различий между изучением документов и другими методами сбора данных заключается в том, что зафиксированная в документах информация, из которой извлекается все необходимое с учетом данного исследования, аккумулирована по другим поводам, а не в связи с этим исследованием.

Исследователь не может по своему усмотрению расширять, изменять, дополнять информацию, полученную из документов. Наиболее часто источником документальной информации в криминологических исследованиях являются уголовные дела (обобщение судебно-следственной практики), в которых наряду с другими материалами содержатся сведения о личности преступника, о мотивах и обстоятельствах совершения преступления, о конкретных причинах и условиях, способствующих совершению преступления. Круг других документов (например, справки и обобщения правоохранительных органов, материалы прессы, личные документы), кроме уголовных дел, и объем их изученияопределяются исследователем, исходя из целей и задач того или иного криминологического исследования.

Психологические методы, используемые в криминологических исследованиях, дают возможность получить более развернутую, глубокую характеристику личности преступника, дать качественную и количественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения и т. д., что, в частности, важно для классификации и типологии преступников, для оздоровления близлежащей среды обитания людей.

В криминологии наиболее часто используются такие психологические методы, как социометрия и тестирование.

Социометрия пришла в отечественную науку из зарубежной психологии и социологии. Социометрическое исследование есть метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми. С помощью социометрического метода возможно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать количественную и качественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер психологических взаимоотношений, определить симпатии и антипатии людей внутри группы, наличие лидерства, группировок, конфликтных ситуаций.

В основе социометрии лежит социометрический опрос - необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы. Опрос в социометрическом исследовании должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе будь-то анкетирование или интервьюирование и др. Данные социометрического опроса обрабатываются и суммируются в социоматрицах (таблицах) и социограммах (схемах). Анализ таблиц и схем позволяет, с одной стороны, выявить социально-психологические свойства личности и группы, с другой — выбрать эффективные средства по управлению механизмом взаимодействия личности и группы и др.

В криминологии социометрия как метод познания применяется весьмаредко, лишь при исследовании криминологических проблем семейных отношений. Вместе с тем социометрический метод может быть успешно использован при исследовании отдельных проблем криминологии, в частности при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и др.), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в ИУ, ликвидироваться конфликтные ситуации, оздоровляться психологическая атмосфера, отношения к нормам уголовного и уголовно-исполнительного права.

Одной из разновидностей опросного метода является тестирование. Тест - это задачи, вопросы, ситуации, которые разрабатываются исследователем и ставятся перед обследуемыми, на которые они должны дать ответы. Текстовые обследования, построенные на научной основе, дают возможность глубже, всесторонне изучить личность преступника, в том числе отдельные категории преступников, такие как хулиганство, убийцы, расхитители и контрабандисты.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: