Развитие структур психики. Что делает ребенка послушным

Лекция № 3

В рамках этой лекции мы рассмотрим первые четырнадцать месяцев жизни ребенка с позиции развития структур его психики. Разберем, от каких факторов зависит его гармоничное развитие, и каким образом происходит синхронизация в развитии моторики, эмоций и интеллекта. Узнаем, чем обусловлен уровень тревоги у ребенка. А также рассмотрим подфазу «воссоединение» (14-24 месяца), которая знаменует собой начало формирования индивидуальности ребенка. Упрямство, жадность, неопрятность - это нежелательные симптомы или признаки процесса нормального развития? Обратим внимание на значение игры в жизни ребенка и на то, как ребенок становится послушным.

 

Для более ясного понимания содержания каждой последующей лекции - необходимо прочесть все предыдущие в хронологическом порядке, начиная с рождения ребенка - лекция №1 и далее: №2, №3и т.д.

 

 

Мы посмотрели в рамках лекции №2 первые четырнадцать месяцев жизни, включая подфазу практики. На мой взгляд - один из самых базовых периодов. Смысл этого базового периода заключается в том, что здесь будет определено по какому пути пойдет развитие. Что можно сказать про эти четырнадцать месяцев с позиции того, как развивается психика. Изначально психики не было, потом появилось Ид, как мотивационная система и постепенно, очень медленно, начинает появляться Эго. Какая самая главная функция Эго? Это гармонизация психики с целью обеспечения безопасности.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним, как работает психика. Во взрослой психике есть три составляющие: Ид - инстинкты, Эго - система безопасности, система гармонизации психики и Супер Эго - наша совесть, идеалы, наше "можно -нельзя" .И еще есть внешняя реальность, мир, в котором человек живет. Как Эго будет гармонизировать психику, если Ид хочет крови? Нужно для этого посмотреть все три структуры сразу, а не привязываться к чему -то одному.

 

Так как несчастное Эго находится на границес Ид, Супер -Эго и внешней реальностью, что будет тестировать Эго? Вводные данные: Ид хочет крови. Возьмем ранний возраст – Супер- Эго еще нет. Поэтому Эго тестирует внешнюю реальность. Во внешней реальности я - маленькая старушка, а он - большой дядя, можно его ножиком колоть? Нельзя, не стоит. Здесь Эго даст отпор, выдаст тревогуи скажет, что нельзя. Тогда я найду другой вариант - подсыпать ему в водку клофелинчик, условно говоря.

 Если Эго тестирует другой вариант реальности (Супер-Эго еще нет): я - большой амбал, а передо мной сухонькая старушка или маленькая девочка и я уколю их ножиком в реальности совершенно просто. Это мне ничем не угрожает, физически я с этим справлюсь. Супер Эго меня не карает (ограничителя нет, в роли которого у нас в психике выступает Супер-Эго) и внешней реальности соответствует.

Другой вариант,когда Супер-Эго уже появилось: Ид хочет крови, Супер- Эго говорит: "Нельзя, нельзя убивать людей нужно быть хорошим". Вот тут Эго будет тестировать реальность. Как? Ну, например, у меня в реальности интеллект на уровне пограничном, и тогда можно идтина живодерню. И тогда мое Ид удовлетворено - коровам горло перерезал; Супер-Эго тоже удовлетворено - есть свежее мясо - принес пользу своим действием, ничего противозаконного не сделал; и внешняя реальность удовлетворена, т.к. интеллект соответствует той работе, которую я выполняю (Здесь интеллект выплыл неожиданно).

И третий вариант: Ид хочет крови. Супер- Эго говорит: "Нельзя, ты должен быть хорошим" - моральные требования. А внешняя реальность, какая? Тестирование идет по моим способностям. Что делаю? У меня интеллект великолепный, ну и замечательно - кто - то в хирурги, кто-то в гинекологи, кто - то в стоматологи, а кто - то лекции в институт читать. Каждый будет находить свой вариант адаптации своих желаний и влечений к внешней реальности. Но, когда Супер- Эго еще нет, а Ид уже появилось и появилось "Хочу" - сразу возникает потребность в системе безопасности. Как только появляется "Хочу", сразу же необходима система безопасности, потому что это "Хочу" будет реализовано. И надо, чтобы эта реализация была социально-приемлемой.

И вот, что же с этой несчастной системой безопасности должно происходить? Система безопасности - это Эго. Оно еще не развито и еще не сформировано, но у Эго есть три кита, на которых оно стоит. Моторика, эмоции и интеллект.

Что такое интеллект - это когнитивные способности: внимание, память и т.д.

 Что такое эмоции - это способность Эго опознать аффект, т.е. Ид дает дискомфорт - Эго говорит: "Это у тебя одиночество", Ид дает мне другой вариант дискомфорта - Эго говорит: "Это у тебя страх. Дело в том, что изначально функцию Эго (когда отсутствует мое собственное) - выполняет для ребенка мама. Ребенок как-бы берет Эго у мамы взаймы, пользуется маминым Эго при отсутствии пока еще своего. Мама, таким образом, обеспечивает безопасность ребенку, что предоставляет ему большое количество времени. Если этого не происходит - если мама не обеспечивает ребенку безопасность, то здесь есть два важных момента, два важных механизма.

Один вариант: мама не обеспечивает ребенку безопасность, но уровень тревоги является переносимым, т.е. мама присутствует в жизни ребенка, просто она не до конца обеспечивает безопасность. Что такое переносимый уровень тревоги? Это тот уровень тревоги, который могут снять либо симптомы, либо механизмы защиты - сначала включаются механизмы защит, потом уже симптомы.

Но, не любой уровень тревоги может сняться механизмами защит и симптомами. Потому что есть такой уровень тревоги, который не снять ни тем, ни другим, он гораздо больше и выше и вот там нужны совсем другие резервы. Я думаю, что если мама все-таки в жизни ребенка присутствует, и она ребенка удовлетворяет каким-то образом, то ребенок будет ту тревогу, которая у него возникает снимать механизмами защит. И вот здесь Винникот скажет, что идеальная мама знает, сколько тревоги, сколько фрустрации способен выдержать ее ребенок. Если мама из жизни ребенка исчезает, то я думаю, что психика ребенка способна, в принципе, а она имеет на это резервы, создать нечто, что обеспечит ребенку безопасность. Но это нечто, соответственно, будет влиять каким то образом на дальнейшее развитие. Давайте попробуем посмотреть, что может произойти.

  Другой вариант: если мама из жизни ребенка исчезает, а нужно обеспечивать себе безопасность, то вместо того, чтобы развивать равномерно все три системы (моторику, эмоции и интеллект), ребенок начинает развивать одну. Одну единственную. Но, эмоции всегда развиваются в паре, т.е. ребенок испытывает дискомфорт, а мама ему говорит: "Тебе холодно». Мама озвучивает ему, зеркалит, то, что он ощущает. И таким образом и начинает развиваться эмоциональная сфера.

 

 Поэтому одному ребенку без помощи взрослого эмоции развить нельзя. И поэтому при отсутствии такой поддержки со стороны, на эмоции накладывается тормоз. Можно развивать моторику или интеллект.

 И тут уже тестируются врожденные способности, потому что одному дано все-таки тело, с гибкостью, с физическими данными, другому дан интеллект. Кому - то дано и то и другое и тогда получается вообще очень интересный результат, но, как правило, бросается в то русло, которое надежнее. И одни товарищи выращивают себе интеллект, другие выращивают моторику. Представьте себе ситуацию. Вы живете в доме, дом стоит в Норильске, на улице мороз - 50 градусов, в квартире тепло, но у вас в квартире нет верхней одежды. И в магазинах нет верхней одежды. Что имеется в виду под словом "верхняя одежда"? У ребенка изначально нет Эго, т.е. у него нет собственной одежды внутри. Если он выходит во внешний мир, а там нет мамы (т.е. нет внешней одежды), то ребенку нужно что-то срочно делать. Если у вас в квартире есть плед, вы перекраиваете плед, шьете из него пальто, но больше у вас нет пледа. Очень важно, что в этой ситуации не происходит взятия напрокат, а происходит замещение. Эго ребенка в самом раннем возрасте, когда есть еще предпосылки к этому, способно создать объект из внутреннего резерва. Эго ребенка способно к тому, чтобы самому себе обеспечить безопасность. За счет чего? Вот эта моторика или тело может для ребенка стать объектом. Ребенок в буквальном смысле создает себе объектные отношения со своим телом. Что происходит? А начинается практически игра в дочки- матери с телом. Тело отделяется. Здесь возможно находятся корни ряда психосоматических заболеваний. Например, таким образом, получаются спортсмены. Они свое тело водят на тренировки, они его тренируют, они его сушат, кормят, все время с ним что-то делают. Но тело становитсяобъектом. То есть, когда я злюсь, я срываю агрессию на теле, например, начинаю тело заставлять бегать - хороший способ очень. Но, если тело - часть меня, то за него в принципе нечего бояться, а вот если тело - объект, то я боюсь, что этот объект из моей жизни исчезнет. Так вот, отношения с телом, по сути, становятся выражением материнско-детских отношений. И все стадии, которые ребенок должен пройти с мамой, он будет проходить со своим телом. И мы на каждой стадии будем говорить, что это значит. А поскольку тело, к сожалению или к счастью, является объектом нашей сексуальности, то сексуальность как таковая будет страдать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: