Требования к статическим испытаниям.
Общие указания.
1. Статические испытания опытного и серийных самолетов следует проводить по специальным программам.
2. В программу испытаний должны быть включены случаи нагружения, предусмотренные нормами прочности и являющиеся расчетными для основных частей самолета, а также испытания всех частей и элементов конструкции самолета, для которых расчет на прочность не даст надежного решения.
3. В процессе статических испытаний при нагружении до 67% расчетных нагрузок должна проводиться тщательная тензометрия в объеме, достаточном для обследования напряженного состояния конструкции самолета.
4. Статические испытания частей самолета должны проводиться, как правило, до 100% расчетных нагрузок или до разрушения. Случаи нагружения, испытания на которые следует проводить до разрушения, выбираются на основе расчетов и опыта проектирования с учетом целесообразной очередности проведения статических испытаний различных частей самолета.
|
|
5. При необходимости проверки какой-либо части самолета при статических испытаниях на несколько расчетных случаев, в которых при 100% расчетной нагрузки напряжения в отдельных элементах близки к разрушающим, следует доводить нагрузку до 100% только в одном из расчетных случаев, а в остальных до 90—80% расчетной нагрузки. При этом, когда испытания проводятся до 80% расчетной нагрузки напряженное состояние должно обследоваться путем тензометрии при нагрузках, превышающих 67% расчетных.
6. Прочность тех панелей и элементов конструкции самолета, для которых расчет показывает существенное влияние повышенных температур (зона обдува реактивной струей двигателя), должна проверяться статическими испытаниями как с нагревом, так и без нагрева.
Условия проведения испытаний.
1. При проведении статических испытании необходимо нагружать распределенной нагрузкой, как несущую обшивку, так и все съемные элементы, как-то: крышки и створки люков, зализы и другие.
2. Перед началом испытаний должен быть произведен тщательный осмотр поверхности всех частей самолета и отмечены все имеющиеся производственные дефекты в виде вмятин, складок и неровностей.
3. Испытываемую конструкцию следует после предварительной обтяжки (до 40—50% расчетной нагрузки) нагрузить до 67% от расчетной (разрушающей) нагрузки, а затем разгрузить до первоначального состояния.
4. При этом после снятия нагрузки, равной 67% расчетной, в силовых элементах конструкции не должно быть видимых остаточных деформаций. Последующее нагружение конструкции следует производить до нагрузок, указанных в программе для данного случая. При нагружении по меньшей мере до 90% расчетной нагрузки в конструкции не должно быть местных разрушений, которые в полете при наличии воздушного потока могут привести к разрушению самолета. Примечание. Остаточные деформации, полученные при статических испытаниях, могут не приниматься во внимание при оценке прочности самолета, если будет доказано отсутствие каких-либо остаточных деформаций в конструкции данной части самолета при летных испытаниях с воспроизведением режимов, соответствующих случаю нагружения, при котором наблюдались остаточные деформации при статических испытаниях.
|
|
5. При эксплуатационной нагрузке для случая (случаев) нагружения, выбранного Изготовителем и отраженного в программе испытаний, производится проверка отсутствия заеданий в системах управления при их функционировании.
6. При испытаниях опытных самолетов и первых испытаниях серийных самолетов должен быть произведен подробный анализ всех разрушении, имевших место в процессе испытаний, и с учетом сравнения свойств материала в местах разрушений с кондиционными и геометрических размеров с указанными в чертежах сделан вывод о достаточной прочности конструкции или о необходимости или желательности изменений в конструкции или в технологии изготовления.
7. При контрольных испытаниях серийной продукции анализ причин разрушения при нагрузке, большей или равной 100% расчетной, разрешается не проводить.
Особенности проведения ресурсных испытаний.
1. Ресурсные испытания проводятся на совокупность переменных нагрузок, соответствующих нагрузкам, которым подвергается испытываемая конструкция в эксплуатации.
2. Ресурсным испытаниям подвергаются:
a. Крыло, включая элероны, закрылки, предкрылки и другие элементы механизации.
b. Оперение, включая стабилизатор, киль, рули высоты и направления.
c. Шасси, включая колеса и тормоза.
d. Система управления самолетом.
e. Установки под двигатель.
f. Другие элементы конструкции самолета, если их разрушение в полете или при движении по земле непосредственно угрожает безопасности полета.
3. К ресурсным испытаниям не допускается конструкция прошедшая статические испытания.
4. Программа испытаний на ресурс должна отражать все режимы нагружения, которые могут иметь место в процессе эксплуатации для которых сочетание переменных нагрузок и числа циклов нагружения может повлиять на ресурс.