95. Об этом члене семьи мама часто попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.
Диагностическая процедура
Для проведения методики психологу необходимо установить контакт с ребенком.
В комнате, в которой проходит тестирование, должны находиться стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, «Никто».
Выяснение состава семьи ребенка
Для выяснения состава семьи психолог задает ребенку следующие вопросы: «Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме»; «Расскажи мне, кто входит в твою семью». Задача состоит в том, чтобы выяснить концепцию семьи ребенка. Ответы испытуемого регистрируются.
|
|
Для интерпретации результатов теста необходимо иметь сведения о составе семьи испытуемого: полная или неполная семья (если неполная, то по какой причине: по причине смерти одного из родителей или в результате развода). Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. В этом случае для более тонкого понимания переживаний ребенка желательно обеих мам включить в тест. Важными могут оказаться сведения о том, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас, есть ли у него братья и сестры (каков их возраст). Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше: Петя или Аня?», «Петя ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выя-
274
вить хронологический порядок рождения и приблизительно определить возраст братьев и сестер.
Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев семьи. Тест не рассчитан на четвероногих или пернатых членов семьи. По мнению создателей теста, взаимоотношения с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов отношений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сделать неясной концепцию «интерперсональных отношений в семье», уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуемость в результаты.