Основной период лагерной смены: особенности, содержание деятельности вожатого

Основной период лагерной смены идет после организационного и по продолжительности составляет примерно 16 дней.

Цель данного периода: реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком в процессе совместной деятельности.

Характерные особенности основного периода смены:

· общественно полезная направленность воспитательной работы и связь с жизнью;

· разносторонность, творческий характер, насыщенность и усложнение форм;

· эмоциональность и романтическая приподнятость.

Технология воспитательной работы основного периода смены включает мероприятия, игры, дела, обеспечивающие осознание и выполнение системы социальных ролей, способствующих формированию гражданственности – интегрального качества личности, характеризующего ее взаимоотношения с временными или постоянными микроколлективами, инициативными творческими группами, вожатыми, советами, администрацией лагеря и представителями других общественных организаций.

Выделим ряд периодов в основном этапе лагерной смены

ПЕРИОД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, утверждены в отряде законы жизни и отношений.

Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.

Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни.

Показатели успешной деятельности: выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.

ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ

Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров, рождаются внутренние скрытые конфликты перспектив, связанные со своей ролью в межличностном общении.

Особенности внутреннего состояния участников:

· равнодушие, связанное с крушением ожиданий;

· напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

· активность, связанная с укреплением лидерских позиций;

· неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений внутри отряда, не осуществимые перспективы в деятельности отряда.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе.

Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.

Задачи:

· анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого:

· вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения;

· добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;

· определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого;

· способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.

В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.

Условиями для выхода из кризиса являются:

· умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию;

· владеть приемами проведения групповой дискуссии.

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».

Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.

Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:

· формирование стремления к дальнейшим творческим делам;

· изменение уровня общения в отряде: нет кличек, насмешки переведены в мягкий юмор;

· появление новых творческих лидеров, исчезновение отверженных.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе. Деятельность отряда в этот период переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии, беседы о дружбе, взаимовыручке. Пробовать реализовывать эти понятия на примере литературных гостиных, спектаклей или акций.

Показатель успешной деятельности: ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику – самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый дружный, самый заботливый.

ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

В этот период происходит информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря. Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения. Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.

Задачи:

· способствовать межколлективному общению;

· обучать детей анализу и самоанализу;

· организовывать общедружинную, коллективную, клубную, коллективно-индивидуальную деятельность.

Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам.

ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА

Подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО» (СОстрадание, СОзидание, СОвесть, Соучастие и др.).

В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

Деятельность: разговорная, индивидуально-коллективная. Беседы, спектакли, выставки, акции – вот то, что необходимо проводить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: